Андрей Александрович Гончаров

Андрей Александрович Гончаров

народный артист СССР

(2 января 1918 – 7 сентября 2001)

Режиссер, педагог, театральный деятель

В Театре им. Вл. Маяковского работал главным режиссером в 1967 - 2001 гг. (с 1987 г. – художественный руководитель).

Андрей Гончаров родился в селе Синицы Рязанской губернии (на территории нынешнего Зарайского р-на Московской области).

В 1936 году Гончаров предпринял первую попытку поступить в ГИТИС, однако она окончилась неудачей, поскольку требовался двухлетний стаж работы в театре. Тем не менее, Гончарову предложили поступить на актёрский курс, набираемый В. О. Топорковым. Выбора не оставалось, поэтому Гончаров сдал экзамен и был принят.

Проучившись год на актёрском курсе, Гончаров всё же поступил на режиссёрский факультет и попал в группу, которую возглавил Н. М. Горчаковым. В 1940 в драмтеатре в Иваново Андрей Гончаров поставил свой дипломный спектакль — водевиль по мотивам пьесы А.Е. Корнейчука «В степях Украины». ГИТИС окончил в 1941 году.

Участвовал в Великой Отечественной войне, в частности сражался на Истринском и Ельнинском направлениях. В одном из боёв получил сразу два ранения, после чего был отправлен в госпиталь и демобилизован.

В 1942 году Андрею Гончарову предложили стать директором и режиссёром Первого фронтового театра, образованного при Всероссийском театральном обществе. Летом того же года коллектив театра выехал в свою первую фронтовую командировку на Северный флот. Весной 1943 года театр представлял свой репертуар в Ленинграде, в Кронштадте, на кораблях и базах Балтийского флота, позже — перед 2-м Белорусским фронтом, в городах Домброво и Белосток.

В конце 1944 года Гончаров стал помощником Н.М. Горчакова, вернувшегося в Московский театр сатиры. Первой постановкой Гончарова в театре стала «Женитьба Белугина».

Позже он работал в Московском театре имени Ермоловой, ставил спектакли на сцене Малого театра.

В 1958 – 1966 главный режиссёр МДТ на Малой Бронной.

В 1967 – 1987 – главный режиссёр Московского академического театра имени Вл. Маяковского, а с1987 по 2001 гг. – художественный руководитель этого театра.

Андрей Александрович преподавал в ГИТИСе более 50 лет, более 40 лет руководил своей мастерской, становился деканом режиссерского факультета и заведующим кафедрой режиссуры.

Среди учеников Гончарова разных поколений, ставших в дальнейшем известными театральными режиссерами и руководителями театров – Петр Фоменко, Эймунтас Някрошюс, Евгений Каменькович, Андрей Борисов, Татьяна Ахрамкова, Сергей Голомазов, Константин Богомолов, Владимир Андреев, Николай Сличенко, Феликс Берман, Азербайджан Мамбетов, Владимир Пахомов, Сергей Яшин, Вера Ефремова, Александр Славутский, Вадим Борисович Григорьев – первый главный режиссёр Карагандинского театра музыкальной комедии.

Многие годы Гончаров являлся секретарём Союза театральных деятелей, а также председателем Комиссии Правительства Москвы по премиям.

В новых постановках Гончарова в полную силу проявились его характерные творческие черты – яркая, энергичная режиссура, стремление к обострению конфликтов, выявлению скрытых пружин драматического действия. Он поставил спектакли, ставшие замечательным явлением театральной жизни: «Два товарища» В. Войновича (1968), «Дети Ванюшина» С. Найденова (1969), «Конец книги шестой» Е. Брошкевича (1969), «Мария» А. Салынского (1970), «Трамвай “Желание”» Т. Уильямса (1970), «Банкрот, или Свои люди – сочтемся» (1974), «Венсеремос!» Г. Боровика (1976), «Леди Макбет Мценского уезда» Н. Лескова (1979), «Молва» А. Салынского (1982). При всей несхожести, эти спектакли отличала масштабность замысла, острая современная мысль, публицистический темперамент, высокая постановочная культура. Главное и наиболее характерное для режиссуры Гончарова – обостренное внимание к духовному началу в человеке, стремление раскрыть характер через действие, поступок.

Сверхзадачу возглавляемого театра Гончаров формулировал как желание говорить со зрительным залом о том, что его глубоко волнует сейчас, сегодня, и говорить так, чтобы вселить веру в высокое призвание человека.

Помимо упомянутых, в Московском театре имени Вл. Маяковского А.А. Гончаров осуществил следующие постановки: «Три минуты Мартина Гроу» Г. Боровика (1971), «Человек из Ламанчи» Ф. Вассермана и Д. Дэриона (1972), «Дума о Британке» Ю. Яновского (1972), «Характеры» В. Шукшина (1973), «Неопубликованный репортаж» Р. Ибрагимбекова (1974), «Беседы с Сократом» Э. Радзинского (1975), «Старомодная комедия» А. Арбузова (1975), «Проводы» И. Дворецкого (1975), «Долгожданный» А. Салынского (1976), «Да здравствует королева, виват!» Р. Болта (1977), «КПД одержимости!» Я. Волчека (1977), «Возвращение неизвестных» («Борцы») С. Караса (1979), «Аморальная история» Э. Брагинского и Э. Рязанова (1980), «Жизнь Клима Самгина» М. Горького (1981), «Колокола Хатыни» В. Быкова (1981), «Диалоги» А. Володина (1981), «Кошка на раскаленной крыше» Т. Уильямса (1981), «Агент 00» Г. Боровика (1984), «Островитянин» А. Яковлева (1984), «Театр времен Нерона и Сенеки» Э. Радзинского (1985), «Завтра была война» Б. Васильева (1986), «Закат» И. Бабеля (1988), «Наливные яблоки, или Правда хорошо...» А. Островского (1989), «Виктория» Т. Реттигана (1991), «Горбун» С. Мрожека (1991), «Жертва века» А. Островского (1994), «Театральный романс» («Кукушкины дети») А. Толстого (1995).

На сцене Государственного академического Малого театра им поставлены спектакли «Опасный спутник» А. Салынского (1954) и «Когда горит сердце» В. Кина (1957), а также «Дети Ванюшина» по пьесе С. Найденова в Словенском национальном театре драмы в Любляне (1974).

Андрей Александрович Гончаров – Герой Социалистического труда (1987), народный артист СССР (1977). Ему дважды присуждалась Государственная премия СССР (в 1977 году – за спектакль «Венсеремос!» и в 1984 году за спектакли «Молва» и «Леди Макбет Мценского уезда»), а также Государственная премия РСФСР имени Станиславского (в 1972 году за спектакль «Мария») и премия Правительства Москвы (1994). Он награжден орденами Ленина (1987), Трудового Красного Знамени, Отечественной войны I степени, Красной Звезды, 14 медалями.

Его перу принадлежат книги «В поисках выразительности» и «Режиссерские тетради», а в 1997 году в издательстве «Искусство» увидела свет двухтомная книга «Мои театральные пристрастия», в которой Андрей Александрович на собственном опыте прослеживал закономерности творческого процесса и подводил итог своей многолетней творческой деятельности.


роли в спектаклях

фотоальбом упоминание в прессе