Алексей Львович Грипич

Алексей Львович Грипич

Народный артист Азербайджанской ССР

(30 сентября1891 – 1 октября 1983)

Режиссер,педагог, театральный деятель

Народный артистАзербайджанской ССР (1946). 


В ТеатреРеволюции работал главным режиссером в 1924-1926 гг. Грипич является одним изучеников и ближайших помощников Вс. Э. Мейерхольда.

Родился 30 сентября 1891 года вОрле, в семье почтового чиновника.

В1910 году окончил Гатчинский сиротский институт, затем учился на экономическомотделении Санкт-Петербургского Политехнического института.
В 1913 году поступил в школу Общества поощрения художеств и в студию ВсеволодаЭмильевича Мейерхольда. Однако долго заниматься в студии не удалось – помешалаПервая мировая война. Лишь в 1918 году вернулся в Петроград и продолжил учёбу:посещал занятия на курсах мастерства сценических постановок (КУРМАСЦЕП), слушалтам лекции Мейерхольда.
С 1919 по 1921 год служил в рядах РККА, там создал театральную студию, где иначал самостоятельную режиссёрскую деятельность.
Основал в 1921 году совместно с В.Н. Соловьёвым и Б.В. Алперсом ГосударственныйЛиговский драматический театр (позднее Театр Новой драмы влившийся в 1923 годув Театр Пролеткульта).
Преподавал биомеханику на курсах мастерства сценических постановок, сценическоедвижение в Институте Ритма Совершенного движения.
В 1924-1927 годах – главный режиссёр Театра Революции.
В 1932-1936 годах преподавал в ГИТИСе.
В 1936-1940 художественный руководитель Орехово-Зуевского театра.
В 1940-1948 годах – художественный руководитель Бакинского театра русскойдрамы.
В 1952-1956 годах – главный режиссёр Театра-студии киноактёра в Москве.
С 1962 года возглавлял Московскую студию пантомимы.

Первые режиссёрские опыты Грипича поддержал Мейерхольд, сказав, что любит егокак крепкого своего ученика. Потому, когда в сентябре 1924 года Мейерхольдрешил уйти из Театра Революции и сконцентрировать работу в Театре им. Мейерхольда,он рекомендовал в качестве своего преемника на посту главного режиссёра ТеатраРеволюции Грипича, по его словам, «человека крепкого талантом и знаниями,близкого к нам идеологически», «давно вставшего на самостоятельный путь».

Грипич принял руководство ТеатромРеволюции в сложной для коллектива обстановке. Вместе с Мейерхольдом ушлабольшая группа актёров – его учеников, оставили театр и некоторые актёрыстаршего поколения. В связи с этим нарушился репертуарный план, возниклиорганизационные трудности. Благодаря усилиям нового главного режиссёра изразличных московских и провинциальных театров приходит группа молодых артистов:М. Астангов, В. Белокуров, В. Гнедочкин, В. Дорофеев, К. Зубов, В. Канцель, Т. Каширина,Н. Иванова, В. Латышевский, С. Мартинсон, А. Щагин.

Для воспитания актёров втворческих принципах театра начала работать студия, именовавшаяся школойюниоров. Занятия в школе строились по типу фабзавуча – обучение проводилосьнепосредственно в процессе театрального производства. Преподавателями сталиведущие актёры театра.

Главные усилия театр и егоруководитель направляют на создание репертуара, устанавливают творческий контактс большой группой молодых писателей. В театр приносят свои пьесы В. Билль-Белоцерковский,Б. Ромашов, А. Глебов, А. Файко.

Кроме первого спектакля Грипича –«Кадриль с ангелами» по роману А. Франса «Воспитание ангелов», - прошедшегодовольно бледно, все осуществленные им на сцене Театра Революции спектакли былипосвящены современным темам, знаменовали поворот в репертуарной политике театраи принесли ему стойкий зрительский успех. Среди них «Эхо» В.Билль-Белоцерковского, «Воздушный пирог» Б. Ромашова, «Ужовка» М. Шимкевича, «КонецКриворыльска» Б. Ромашова и др.      

И все эти годы, начиная сорганизованной в 1924 г. в Театре Революции школы юниоров, Грипич ведетпедагогическую работу. Он был первым деканом созданного в 1933 г. режиссёрскогофакультета ГИТИСа, открывал студии чуть ли не в каждом руководимом им театре.  


Виктор Дубровский


роли в спектаклях

фотоальбом упоминание в прессе