Виктор Александрович Латышевский

Виктор Александрович Латышевский

Заслуженный артист РСФСР

(4 ноября 1899 – 1978)

Артист

Заслуженный артист РСФСР (01.03.73)

В Театре Революции – Театре Драмы – Театре им. Вл. Маяковского работал с 1924 по 1974 г.
Виктор Латышевский был актёром с тем психологическим воздействием на зрителя, которое в быту (театральном, конечно) принято называть отрицательным. Но отрицательное воздействие тоже берет в плен зрителя, если, конечно, актёр создает эстетически полноценный образ. Виктор Латышевский с его ястребиным профилем, резким голосом, стремительными движениями и насмешливым хохотом, от времени до времени прерывающим речь его героев, был именно таким актёром.
Он рисовал предельно резко и беспощадно портреты носителей зла, внедряясь в их характеры; они были отталкивающими по своему внутреннему  и внешнему облику, но он умел особым художественным приёмом вносить в свою игру невидимую оценку как зла, так и добра.
Имя Латышевского связано с самыми первыми спектаклями Тетра Революции, когда он был фактически одной из сцен Театра Мейерхольда и на ней играли его актёры и ставили спектакли его ученики. Мейерхольд приходил на репетицию, вносил свои коррективы, иногда одним, как говориться, махом всё менял, и как по волшебству спектакль выходил из тупика и становился великолепным. В ряду таких спектаклей были и те, где играл В. Латышевский: в «Доходном месте» он играл Досужева, в «Озере Люль» – Бульмеринга, в «Разрушителях машин» – просто выходил на сцену. Играл он и в  пьесах, разоблачающих спекулянтов-нэпманов: это имевшие довольно шумный успех «Воздушный пирог» (1925) и «Конец Криворыльска», во втором из них он дублировал Астангова в роли Ладыжкина (1926).
Список ролей Латышевского велик, если не сказать, огромен. Он сыграл 84 роли, включая нигде не записанную роль нищего бродяги в спектакле «Душа поэта» Ю. О’Нила (1967). Латышевскому было 70 лет, но его пластика, острота жеста и характерность остались так же выразительны, если не больше, как бывает, когда актёр вносит в роль свой жизненный опыт, а не падает под его тяжестью. 
Он играл Командора в «Фуэнте Овехуна», Александра в «Последних», жандарма в «Матери» Горького, играл куклуксклановца полковника Фелтона в «Дороге свободы». Словом, злодей на злодее и злодеем погонял. Всё делал мастерски, смотреть было интересно. Но наконец он взмолился: «Дайте положительную роль! Больше не могу топтать и убивать людей на сцене». И его услышали и дали сыграть Визиря в «Легнде о любви» (1953), инженера-зека в «Аристократах», старика Корнея в «Кресле №16» и Фауста в пьесе Левады «Фауст и смерть» (1961); сыграл он и воспитателя тех бедных мальчиков в «Медеи», которых убивает страшная мать, Корифея хора в «Царе Эдипе». Ведь он был хороший чтец, его дикция и голос отвечают требованиям классической античной трагедии.


Нина Велехова    

роли в спектаклях

фотоальбом упоминание в прессе