Николай Николаевич Попов
Николай Николаевич Попов
(1892 – 1932)
Композитор
Работал в Театре Революции с 1922 года по 1932 г. заведующим музыкальной частью.
Николай Попов долго и плодотворно работал в Театре Революции, начина с первых лет его становления и вплоть до своей кончины.
Он тонко разбирался в специфике театра, понимал значение музыки в нем и умел достигать желаемого эффекта. Николай Попов, иногда сотрудничая и с другими театрами, самоотверженно любил свой и фактически являлся основателем его высококультурных музыкальных традиций. В период работы Попова театральный оркестр (в составе 18 человек) давал концерты.
За десятилетний период музыкального руководства театром (1922 – 1932) композитор писал очень много музыки – к 25 спектаклям и еще 2 музыкально оформил (то есть из 34 постановок этого периода 27 музыкально «озвучены» им). Ему довелось трудиться бок о бок с замечательными режиссёрами, доя которых музыкальное решение являлось важной частью художественной концепции. Это и Вс. Мейерхольд – «Возвращение Дон Жуана» (1923), «Озеро Люль» (1923), и В. Бебутов – «Спартак» (1923), «Стенька Разин» (1924), и А. Грипич – «Кадриль с ангелами» (1924), «Эхо» (1924), «Воздушный пирог» (1925), «Ужовка» (1925), «Конец Криворыльска» (1926), и А. Дикий – «Человек с портфелем» (1928), «Первая Конная» Вс. Вишневского (1930). Начав работать с Мейерхольдом, Попов «дождался» прихода в театр и знаменитого однофамильца А. Попова, с которым он сотрудничал в первой постановке режиссера на сцене Театра Революции – пьесе Н. Погодина «Поэма о топоре» (1931). Две последние работы композитора в театре связаны уже с именем художника и режиссера И. Шлепянова, это – «Стройфронт» (1931) и знаменитая «Улица радости» Н. Зархи (1932).
Некоторые спектакли с участием Н. Попова особенно выделялись именно в музыкальном плане. «Стенька Разин» решен в «оперном» тиле с ариозными номерами и развернутыми оркестровыми эпизодами ( почти балетные пляски в гареме или сцена ночи в Жигулевских горах). В спектакле «Гоп-ля, мы живем!» музыка наряду с психологической нагрузкой являлась и самым броским носителем сарказма (пародии на «Карнавал» и «Детские сцены» Шумана). В «Улице радости» вообще все действующие лица имели свои музыкальные характеристики, а оркестровое вступление – фугетта «под Баха» настраивала зрителя на серьезный лад.
Татьяна Курышева