Борис Михайлович Тенин

Борис Михайлович Тенин

Народный артист СССР

(10 (23) марта 1905 – 8 сентября 1990)

Артист, педагог.

В Театре им. Вл. Маяковского работал с 1974 по 1990 г.

Заслуженный артист РСФСР (11.03.1939).
Народный артист Таджикской ССР (05.01.1944) (с 1941 по 1944 год труппа ленинградского Театра Комедии работала в эвакуации в Таджикистане).
Народный артист РСФСР (06.03.1950).
Народный артист СССР (22.10.1981).
Сталинская премия первой степени (1948) – за исполнение роли Боба Мерфи в фильме «Русский вопрос» (1947)
Два Ордена Трудового Красного Знамени (1939 – за исполнение роли Ивана Шадрина в фильме «Человек с ружьём», 1985)
Медаль «За оборону Ленинграда» (1946)
Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг.» (1946)
Медаль  «В память 800-летия Москвы» (1948)
Медаль «За доблестный труд. В ознаменовании 100-летия со дня рождения В.И. Ленина» (1970)
Медаль «Ветеран труда» (1985)

В 1922 году окончил Государственный институт музыкальной драмы. В 20-х гг. играл в Вольной мастерской Вс. Мейерхольда. В 1923 г. вступил в передвижную труппу «Комедианты». В 1924 г. работал в «Синей блузе». В 1925 г играл в Театра им. Вс. Мейерхольда, а затем вернулся в «Синюю блузу». В последующие годы служил в театре «Современной буффонады»,  в театре Дома печати, в 1928-1932 гг. – в театре «Обозрений», в 1932-1936 гг. – в театре мюзик-холл. В 1937 г. вступает в труппу Ленинградского театра Комедии, где служит до 1946 г. Затем возвращается в Москву, поступает в Театр-студии киноактёра. С 1955 по 1962 г. – Театр Сатиры. С 1962 по 1974 г. – Театр на Малой Бронной.     

В 1933 году преподавал в Московском цирковом техникуме клоунаду, в 1935 году выступал клоуном на манеже Московского цирка.

Параллельно успешно снимался в кино и на телевидении. Известно, что Тенина Ж. Сименон назвал лучшим Мегрэ.

Борис Михайлович работал с Мейерхольдом, Акимовым, Плучеком, Гончаровым, Волконским, Лобановым, Роммом, Юткевичем, Протазаровым и многими другими выдающимися режиссёрами театра и кино. Он был одинаково хорош в ролях эксцентрических, требовавших совершенной пластики. И в психологическом репертуаре. Достаточно вспомнить его Сорина в «Чайке» в Театре им. МАяковского. Какая это была подлинно чеховская работа! А разве можно забыть дуэт Сухаревской и Тенина сперва в акимовском спектакле «Дорога в Нью-Йорк», а затем и в «Старомодной комедии» А. Арбузова в Театре им. Маяковского. Чего стоил его чарльстон в кафе!

В Театре им. Маяковского Борис Михайлович сыграл горьковского Якова Самгина, Стеблова в «Долгожданном» А. Салынского, Брюхатова в «Энергичных людях» В. Шукшина, Кукина в «Жанне» А. Галина, Ивана Ильича в «Ночи ангела». Он мечтал сыгарть Силу Грозного, но, увы, годы брали свое…

В актёрских созданиях Тенина сочеталась необычайная основательность с какой-то неправдоподобной легкомысленностью. Когда он приступал к работе над ролью, его  занимало все – и внешний облик, манера двигаться в пространстве, лицо, причёска, костюм, речь. Будучи до мозга костей лицедеем, он в то же время являл повадки добросовестного исследователя, для которого важна любая мелочь. Он сам работал над гримом, костюмом, заботясь о пуговицах, галстуке, запонках, не говоря уже о башмаках. А уж сколько прочитывал все вокруг.

Завидные внешние данные, поразительное обаяние, подлинная мужская стать, казалось бы, сами по себе могли бы избавить актёра от особых забот. Но в том-то и дело, что Тенин никогда не повторялся, и его герой, к примеру, в «Визите дамы»  не имел ничего общего со всеми другими созданиями Бориса Михайловича. Может быть, именно поэтому он производил впечатление самоеда? И всегда сомневался в том, что это его роль.

Я видел все послевоенные работы Тенина и в театре, и в кино, и на телевидении. И свидетельствую: то был тот самый случай, когда каждая новая встреча приносила ни с чем не сравнимую радость познания каких-то новых характеров – драматических, комедийных, сатирических. Единственное, что объединяло героев Тенина, - это их бесспорное мужское начало, что особенно отличало любые его создания.
Борис Поюровский


роли в спектаклях

фотоальбом упоминание в прессе