Софья Александровна Зайкова

Софья Александровна Зайкова

(1933-1973)

Выпускница Школы-студии МХАТ (1956).

В Театре им. Вл. Маяковского работала с 1956 по 1973 г.

Выпускница Школы-студии МХАТ Соня Зайкова пришла в театр в то время, когда Н.П. Охлопков, заботясь о смене поколений, начал широко приглашать молодых актеров, на плечи которых можно было возложить основной репертуарный груз. Ему нужны были актеры, которые могли бы сразу стать исполнителями ведущих ролей. Одной из первых по времени была Зайкова.

Ее вводят в роль Офелии, Соньки в «Аристократах», дают главные роли в спектаклях «Дальняя дорога», «Маленькая студентка», «День остановить нельзя», «Океан», «Проводы белых ночей», «Голубая рапсодия». Это были молодые современницы и сверстницы актрисы, героини лирического плана, в чем-то похожие друг на друга. Но Зайкова настойчиво искала в каждой из них что-то свое, неповторимое. Индивидуальные грани лирического и драматического начала открыла актриса в биографии Ларисы из «Иркутской истории», молодой женщины с неустроенной судьбой. Эти драматические краски в палитре актрисы зорко увидел Охлопков и поручил ей одну из лучших ролей трагедийного репертуара – Медею. Зайкова смогла не повторить рисунок первой исполнительницы Козыревой, увидев в Медее не только страстную натуру с вулканическим темпераментом, но и гордую личность, отстаивающую попранное человеческое достоинство.

Интересно заявила о себе актриса и в ролях характерного плана – Брандахлыстова («Смерть Тарелкина»), Домна Пантелеевна («Таланты и поклонники»). Одной из лучших стала роль Авдотьи в спектакле «Дети Ванюшина». В героине Софьи Александровны была и независимость знающей себе цену экономки, и жалость к гимназисту Алеше, соблазненному ею. Такая способность к раскрытию полифонии характера на небольшом по объему ролевом материале говорила о настоящем зрелом мастерстве актрисы.

Виктор Дубровский



роли в спектаклях

фотоальбом упоминание в прессе