Предложение для зрителей



(495) 690-46-58, 690-62-41
Сретенка: (499) 678-03-04

Дессау Пауль

(19 декабря 1894 – 28 июня 1979)

Немецкий композитор, дирижер.

Член Немецкой академии искусств (1950).

Начал выступать в концертах в раннем детстве. В 1910-12 учился в консерватории Клиндворта-Шарвенки (Берлин) по классу фортепиано и композиции. В 1913 коррепетитор оперного театра в Гамбурге, где работал вместе с Ф. Вейнгартнером и А. Никишем. В последующие годы - коррепетитор и дирижёр драматических и оперных театров Кёльна, Майнца, Берлина. С 1928 начал писать музыку для кино и певческих рабочих объединений (ферейнов). После установления фашистского режима (1933) эмигрировал в Париж, с 1939 жил в США. Сотрудничал с видными режиссёрами кино (У. Дисней и др.), преподавал в музыкальных школах, писал массовые песни, посвященные республиканской Испании и французскому Народному фронту (широко известна песня «Колонна Тельмана», 1936).

В 1942 началось содружество Дессау с Б. Брехтом, во многом определившее дальнейшее творчество композитора. В 1948, возвратись в Берлин, Дессау становится активным деятелем социалистической культуры ГДР. Разносторонний и самобытный художник, он выступает в различных формах музыкального творчества: симфоническая и камерная музыка, песни и хоры, оратории, музыка к фильмам (в т. ч. к фильму «Русское чудо» режиссёров Аннели и Андре Торндайк).

Наиболее значительные работы Дессау – оперы на сюжеты Брехта «Осуждение Лукулла» и «Господин Пунтила и его слуга Матти», опера-сказка «Ланцелот» (по пьесе Шварца «Дракон»), а также музыка к брехтовским спектаклям («Матушка Кураж и её дети», 1946; «Добрый человек из Сезуана», 1947; «Кавказский меловой круг», 1954, и др.). Развивая идеи Б. Брехта, композитор рассматривает своё искусство как средство политической активизации масс. В музыке Дессау сочетаются острота и жёсткость созвучий, аскетическая суровость оркестровых красок, в отдельных опусах - применение свободно трактованной 12-тоновой техники и чёткая жанровая определённость, ясность тематизма, обусловленная традициями современной бытовой музыки. В отдельных произведениях Пауль разрабатывает мотивы европейской народной поэзии и мелоса. В вокальных сочинениях использованы произведения В. В. Маяковского, П. Неруды, Ф. Вольфа, И. Бехера, Кубы (псевдоним К. Бартеля) и др.

С 1959 Дессау вице-президент Немецкой академии искусств. Лауреат Национальной премии ГДР (1953, 1956, 1965). 


Спектакль

Господин Пунтила и его слуга Матти

Господин Пунтила и его слуга Матти

Сретенка
18+
Авторы: Бертольт Брехт
Постановка: Миндаугас Карбаускис
Жанр: Народная комедия

Упоминание в прессе

  • Идеальное преступление — Дмитрий Хованский, "Планета красота", №1-2, 2013 - о спектакле "Господин Пунтила и его слуга Матти"