Театральная компания ЗМ

Я здесь

Театр «Старый дом», Новосибирск
Номинации на Премию «Золотая Маска» 2018 г. – «Лучший спектакль в драме, малая форма», «Лучшая работа режиссера», «Лучшая работа художника», «Лучшая работа художника по свету»
по текстам Льва Рубинштейна «Программа совместных переживаний», «Я здесь», «Событие без наименования», «Новый антракт»

Режиссер: Максим Диденко
Художник: Павел Семченко, Максим Диденко
Видеохудожник: Олег Михайлов
Композитор: Александр Карпов
Художник по свету: Игорь Фомин

Артисты: Василий Байтенгер, Софья Васильева, Валентина Ворошилова, Александр Вострухин, Анатолий Григорьев, Ян Латышев, Тимофей Мамлин, Анна Матюшина, Наталья Пивнева, Ирина Попова, Виталий Саянок, Яна Сигида, Александр Шарафутдинов, Наталья Серкова, Лариса Чернобаева

Продолжительность 2 ч.
Возрастная категория 18+
Мне интересно «Я здесь» в контексте нашего общества, нашей страны, сегодняшнего времени, дыхания народа и дыхания государства. Я исследую те корни повиновения и те системы подавления, которые в принципе существуют в природе государственной машины и цивилизационного механизма, которые регулируют голую природу человека. Эти механизмы я анализирую в контексте нашей исторической памяти и наших сегодняшних реалий. Не с точки зрения хорошо/плохо, а с точки зрения инженерной конструкции, на которой стоит цивилизация.
Максим Диденко
Диденко, как он сам пишет, исследует человеческую свободу в условиях тоталитарной системы. Точнее, несвободу. Его образы точны, кинематографичны, ритмически выстроены, а музыкальные звуки спектакля мгновенно корреспондируют с нашим восприятием жизни. Мы все узнаем глухой стук сапог-ботинок («вы слышите, грохочут сапоги…»), мы все понимаем, что такое наклоненные беспомощно, почти до земли человеческие тела с бессильно заломленными назад руками, что такое понурая покорность тел перед человеком в мундире. Наша генная память реагирует на каждое движение в этом спектакле, и мы ничего не можем с этим поделать.
«Петербургский театральный журнал», блог
В этом спектакле Лев Рубинштейн, поэт-концептуалист, чьими короткими текстами зачитывались интеллектуалы 70–90-х годов, встретился с молодым режиссером Максимом Диденко. А пластичная, готовая к эксперименту труппа «Старого дома» воплотила этот необычный перформанс. Жанр спектакля обозначен как «программа совместных переживаний». То, что происходит на сцене, необходимо пережить вместе. Медитативное действие идет как будто в ритме дыхания человеческого тела. Иногда дыхание замирает, потому что дышать становится невозможно. «Совместные переживания» оказываются очень сильными. Здесь режиссер вместе с художником исследуют человеческую свободу, точнее несвободу, в условиях тоталитарного насилия, которое может быть разным. Мы сейчас прекрасно понимаем изощренность этих форм. Коллективный герой спектакля – хрупкие человеческие тела. Спектакль не иллюстрирует тексты Рубинштейна. Скорее, вступает с ними в сложный диалог. А все вместе: музыка, звуки, пластические сцены, видеопроекции вступают в диалог с нами. С нашей коллективной памятью.

Татьяна Тихоновец

На странице использованы фотографии Виктора Дмитриева и Катерины Коржанской