20 Марта 2019

Над было, чтобы все сошлось…

В Театре имени Маяковского премьера. В зале на Сретенке режиссер Юрий Иоффе поставил комедию по пьесе Эдварда Радзинского «Снимается кино».

По словам режиссера, постановка именно этой пьесы всегда была его мечтой. «Для меня Эдвард Радзинский – главный драматург. Его пьесы удивительны по мысли. Сам он – целый театр, целая планета». Но прежде по разным причинам спектакль поставить не удалось. «Только сейчас все сошлось: появился такой артист как Алексей Фатеев, пришла очаровательная, настоящая, трепетная Анастасия Дьячук. Но самое главное, надо было, чтобы пришел Миндаугас и разрешил это сделать…», – говорит Юрий Иоффе. Добавим, что художник Анастасия Глебова дополнила ансамбль. Малая сцена оформлена так мастерски, талантливо, подробно, что становится по-настоящему большой. Зрители старшего поколения помнят, что для Маяковки Эдвард Радзинский всегда был «родным драматургом», как его здесь называют. В разные годы тут шли спектакли его «Беседы с Сократом» (1975), «Она в отсутствии любви и смерти» (1980), «Театр времен Нерона и Сенеки» (1985), «Я стою у ресторана» (1987). Юрий Иоффе возвращает драматургию Радзинского в репертуар театра Маяковского.

Пьеса «Снимается кино» написана более полувека назад, в 1965 году. «Студеное время» начала брежневского застоя, строгая цензура, запреты на все, что не укладывается в прокрустово ложе официальной идеологии, тот период, когда с экранов вскоре прозвучит: «Секса у нас нет». Драматург не раз рассказывал о том, какой тернистый путь проходили его пьесы от написания до воплощения, как приходилось лавировать среди цензурных запретов. И «снимается кино» в этом контексте звучит двояко – снимает кино режиссер, но запретить кино, то есть, снять его или положить на полку могут чиновники от культуры, а создать предпосылки всегда готовы кинокритики, стоящие в позе «чего изволите» перед властью. Все эти персонажи есть в спектакле.

Одна из сюжетных линий ясно прослеживает историю утверждения постельных сцен фильма «Еще раз про любовь» по пьесе Радзинского. Когда в результате на экране остались лишь две головы без шеи – мужская и женская. А возможность секса на первом свидании автору пришлось отстаивать в министерских кабинетах.

В этих условиях творит герой спектакля – режиссер – мятущийся, ищущий, неудовлетворенный. Как и положено режиссеру. Вокруг него – неуклюжие помощники, они в основном и создают комедийные ситуации. Интересно посмотреть на ту жизнь через полвека. Потому что по мере развития действия вдруг начинают выстраиваться временные параллели. А некоторые сюжетные линии звучат остро, актуально. Так, сегодня нередко возникает тема необходимости цензуры в культуре. На сцене мы видим, как она может искалечить, сломать судьбы людей. В спектакле этот пострадавший – главный редактор киностудии в исполнении заслуженного артиста России Евгения Парамонова.

«Снимается кино» повествует о творчестве в целом, о поиске себя, своего предназначения и места в жизни. И о семейном кризисе… По мнению коллег, одна из лучших работ Юрия Иоффе.

С премьерой, Маяковка!

Галина СНОПОВА, «Московская правда»


Ссылка на источник:  http://mospravda.ru/2019/03/20/105966/?fbclid=IwAR1uAvmK-kF47VXua0TtJKtqcxd-1SMtVPHOfYFjihG3pdvvp61ST7K-Sho