20 Мая 2016

Опасный соблазн добра

Театр им. Вл. Маяковского

Б. Брехт

«КАВКАЗСКИЙ МЕЛОВОЙ КРУГ»

А вы бы подобрали с земли чужого младенца? И куда бы – к участковому? А если участковый тю­тю, в стране переворот, на улицах стреляют, и надо сматываться, – бежали бы с этим младенцем на руках, втридорога платя за молоко согражданам, наваривающим на беде и всегда готовым сдать тебя властям (младенец­то от врагов народа, найдут – пришибут)? Сделали бы доброе дело в ущерб себе, рискуя жизнью? Естественное желание поступать по совести Брехт всегда иезуитски сталкивает с неписаными законами людского общежития: добро наказуемо, хочешь жить – умей вертеться. Судомойку Груше, спасшую чужого ребенка, выручает не жених Симон, столь же положительно прекрасный, – о нет, это же Брехт! Ее выручит тот, кто «умеет вертеться», – пройдоха и взяточник судья Аздак.

Но этой брехтовской, с налетом цинизма, умудренной иронии в спектакле Никиты Кобелева нет. Да и откуда? Постановщику, как и Груше с Симоном, нет и тридцати. Не созрел пока для цинизма. Поставлена красивая костюмная сказка про то, что добро всегда побеждает зло. Однако Кобелев – очень обещающий режиссер. Он выстраивает спектакль большой формы на сложном, обремененном интеллектом материале не по возрасту мастерски и так увлекательно – то смешно, то трогательно, – что не оторваться все 3 часа 15 минут. Играет джазовый квартет, актеры азартно исполняют зонги, задает темп действию Сергей Рубеко (Рассказчик), а Юлия Соломатина, абсолютно достоверная в образе сказочно прекрасной Груше, с редкой для молодой актрисы силой держит на себе, два часа не сходя со сцены, весь первый акт.

Во втором акте вершить правосудие выходит судья Аздак (Игорь Костолевский). И действие рассыпается блестками карнавала. Шармер, красавец, барин в роли немытой маргинальной пьяни – дистанция почти по Брехту. Актер выдает феерический класс игры, то шутовски примеривая фарсовый образ, то иронически отстраняясь от него. Этот жуликоватый судья хоть и обчищает карманы, но только у богачей, а судит он всегда в пользу бедных. Сказка, она и есть сказка.

Елена Левинская, «Театральная афиша». Июнь/Июль 2016 г.