2 Мая 2016

Спектакль, пронизанный женской печалью

2 мая в Академическом театре имени Маяковского премьера спектакля «Я была в доме и ждала...» по пьесе французского актера и драматурга Жана-Лука Лагарса.


Молодой режиссер Анатолий Шульнев – ученик Римаса Туминаса поставил камерный спектакль об ушедшем из дома младшем брате, которого в течение пяти лет ждут любимые женщины: мать (Александра Ровенских) и четыре сестры (Людмила Иванилова, Наталья Филиппова, Анна-Анастасия Романова, Наталья Палагушкина).

Он был изгнан из дома отцом. Скорее всего, несправедливо. По крайней мере, на его лице осталось выражение «узнавание несправедливости». Так видится этим женщинам. Однажды они представили, что единственный наследник (отец к тому времени умер) вернулся. Мать якобы довела его, обессиленного и потерявшего сознание, до его детской комнаты. Она где-то на втором этаже. На сцене брат не появляется. Хотя о нем говорят весь спектакль, но ни о его характере, ни о его жизни ничего неясно. Тема брата – тема потери, невосполнимой утраты. «Он оставил дом без надежды», - говорит одна из сестер. Труднее всех пришлось жить в безнадежной доме самой младшей. Его комнатка в уголочке, темная, - только кровать и умывальник с ведром. И девочка-подросток надевает ведро на голову, чтобы спрятаться от мира и домочадцев. В ее сознание проникло страшное слово «проклятие», которое яростно бросал отец вслед единственному сыну.


Каждая из сестер рассказывает о своих мечтах и страхах. Средняя сестра, дефилируя по сцене соблазнительной походкой, не без доли цинизма излагает свою теорию о мужчинах. Они – ее слабое место. Отношения с ними приносят ей боль, особенно по утрам, после ночи любви. Ведь мужчины – чужие, и они только развлекаются с ней. Но за каждым словом сестер – воспоминание о брате, которого они не успели узнать. Была ли у него девушка за эти пять лет скитаний? Может, у него есть дети, и, если бы он вернулся, они бы услышали детских смех? Три сестры, судя по их настроению, никогда не выйдут замуж, хотя у каждой из них есть или была такая мечта. Почему? Да, потому что брат унес с собой их сердца, потому что ничего серьезного, нежного они не могут мужчинам. Они остались в «мертвом доме» как тени, как мебель, как бесполезные создания, и все, что им остается – менять одежду, есть, спать и довольствоваться мимолетными свиданиями с чужими мужчинами. Они, позволив отцу выгнать брата, предали его, и это стало их проклятием и карой.

Спектакль не может оставить равнодушным ни одного зрителя. Он напоминает о тех, кого мы прогоняли, проклинали, обвиняли во всех смертных грехах. Кого вытолкнули из своей жизни, громко захлопнув дверь. Возможно, кого и убили. Не побежали следом, чтобы вернуть, не протянули руку помощи…Поразительно, что такой глубокий спектакль, в котором точно показано состояние печали и безысходности поставил 27-летний режиссер. Он весь пронизан женской печалью, страшнее которой может быть только смерть. К сожалению, эта печаль не светла, потому что «никто не возвращается» и «никто не прощает». Она для того, чтобы остановить, предотвратить, напомнить – что может случиться в результате одной радикальной меры.

Анатолий Шульнев рассказал «ВМ» о том, что он мечтал учиться именно у Римаса Туминаса, ждал когда мастер будет набирать курс в Щукинском театральном институте, и чтобы не терять время окончил актерский факультет:

- Римас Туминас позволял нам, ученикам, присутствовать на его репетициям, наблюдая за процессом создания своих шедевров. Я старался все впитывать, - признался Анатолий Шульнев.

Римас Туминас видел премьеру своего ученика и поставил ей хорошую отметку. Между прочим, дипломный спектакль Анатолия Шульнева «Король умер» идет на Малой сцене театра Вахтангова.

Анжелика Заорзерская, «Вечерняя Москва»



Ссылка на источник:  http://www.vm.ru/news/2016/05/02/spektakl-pronizannij-zhenskoj-pechalyu-319095.html?print=true&isajax=true