19 Декабря 2017

Спектакли-номинанты «Золотой Маски»-2018, которые можно увидеть уже сейчас

Фестиваль «Золотая маска» пройдет в Москве весной будущего года, но уже в зимние месяцы москвичи могут оценить столичные постановки, номинированные на главную театральную премию страны. В обзоре Time Out — драматические спектакли большой и малой формы.



«Демократия» в РАМТ

21 декабря, 14 января, 18 февраля

Люди и манекены. «Свои» и «чужие». Запад и Восток. Вилли Брандт и Гюнтер Гийом. Две системы ценностей и свой взгляд из одной на другую. Агент ГДР в самом сердце правительства ФРГ — виртуозная шпионская история, которая едва не стала большим успехом, но пережила блистательный крах. Для спектакля Алексея Бородина художник Станислав Бенедиктов придумывает совершенно прозрачный сценический мир — проницаемую всем взглядам пластиковую конструкцию, в которой судьбы, мысли и стремления обманщика и обманутого переплетаются так плотно, что сам обман теряет значение.




Ахматова. Поэма без героя» в Гоголь-центре

20 декабря, 27, 28 февраля

Алла Демидова начала выступать со стихами Ахматовой еще в конце 80-х, написала книгу-толкование ее текстов и на сегодняшний день является, пожалуй, единственной, кто имеет неоспоримое право читать со сцены строки великой поэтессы. Моноспектакль актрисы, которая выступила также и сорежиссером Кирилла Серебренникова, соткан из двух ахматовских поэм — «Реквиема» и «Поэмы без героя», и становится символическим памятником героине, воплощением авторского эпиграфа к заглавной поэме: «Deus conservat omnia» («Бог сохраняет все»).



«Барабаны в ночи» в Театре им. Пушкина

27 декабря, 19 и 26 января

Вторая постановка Юрия Бутусова в Театре им. Пушкина по пьесе Бертольта Брехта: вслед за «Добрым человеком из Сезуана», поднимавшим вопрос правомерности добра с кулаками, «Барабаны в ночи» высвечивают не менее острую проблему соотношения личных и общественных интересов. Вернувшийся из плена солдат Андреас Краглер хочет прежней жизни — но невеста выходит за другого, а в городе начинается революция. Брехт задает вопрос: имеет ли человек право строить собственное счастье, когда вокруг рушится мир? Бутусов отвечает жестко: в финале превратившийся в мещанина Краглер бесстрастно смотрит телевизор, а в это время за его окном возводят Берлинскую стену.




«Дыхание» в Театре Наций

23-24 декабря, 28-29 января

Молодая пара решает завести ребенка, но их останавливает вопрос: не повредит ли это планете, которая и так стоит на краю экологической катастрофы? Ведь еще один человек – еще один шаг к пропасти. Режиссер Марат Гацалов и художник Ксения Перетрухина помещают персонажей пьесы Дункана Макмиллана в параллельные миры: они живут в разных пространствах и разном времени, двигаются по заданным траекториям. Их пути никогда не пересекутся, а потому и ребенок останется только недостижимый мечтой — ведь для созидания новой жизни нужно заново настроить коммуникацию, которая в современном мире зашла в тупик.




«Иванов» в Театре Наций

19 января

Чеховский «Иванов» — особенная пьеса для Театра Наций, ведь впервые она была представлена именно в его стенах, когда театр принадлежал антрепренеру Федору Коршу. Режиссер Тимофей Кулябин погружает героев в до тошноты знакомый своим современникам быт с песнями Натали на семейном застолье и безвкусной картиной овчарки на стене офиса. За 130 лет существования пьесы изменилась обстановка, но проблемы Иванова не стали менее актуальны: долги, рутинная работа, жалость к больной жене, новая любовь к другой и нескончаемые угрызения совести. Худрук Театра Наций Евгений Миронов выходит в спектакле в заглавной роли, его партнерами по сцене выступают не менее именитые Чулпан Хаматова, Елизавета Боярская, Игорь Гордин, Виктор Вержбицкий.




«Кузмин. Форель разбивает лед» в Гоголь-центре

24, 25 февраля

Спектакль Владислава Наставшева, выступающего здесь в ипостасях не только режиссера, но и композитора, и художника, посвящен творчеству поэта Серебряного века Михаила Кузмина. В отличие от других героев проекта «Звезда» — Пастернака, Мандельштама, Ахматовой, Маяковского — его имя не на слуху, а стихи не изучаются в школе. Судьба Кузмина— безвестность, и этим он интересен. Огромная ледяная звезда становится сценой кабаре из сна-воспоминания постаревшего героя (Илья Ромашко), доживающего свои дни в больнице. На сцене собираются он сам в молодости (Один Байрон), его любовник Юрий Юркун и его жена, а также персонажи поэмы. Двенадцать стихотворений — двенадцать ударов форели, попыток пробиться в вечность, каждая из которых становится отдельным музыкально-пластическим номером — о любви и о красоте, хрупких, как весенний лед.



«Изгнание» в Театре им. Маяковского

5, 18 января, 14 февраля

Герои «Изгнания» — литовские мигранты, обосновавшиеся в Лондоне, но застрявшие где-то на полпути: в новой стране они никогда не станут местными, а жизнь на родине уже слишком изменилась, чтобы принять их обратно. Спектакль Миндаугаса Карбаускиса — о вечном бесприютстве маленького человека, для которого нет и не может быть «своего» места на этой земле. Вопрос «Где ты?» здесь оказывается не так важен, как вопрос «Кто ты?». В погоне за ответом на этот вопрос главный герой в филигранном исполнении Вячеслава Ковалева выходит почти на экзистенциальный уровень. Его проводником на извилистом пути изгнания и обретения себя становится голос прошедшего этой дорогой раннее — голос Фарруха Булсара, ставшего Фредди Меркьюри.




«Тартюф» в Электротеатре Станиславский

12, 13, 14 января

В знаменитой комедии лицемерие фальшивого праведника подчиняло себе главного героя, а в подтексте Мольера — и всю современную ему Францию. В версии Филиппа Григорьяна смех сменяется слезами, а история одного обмана превращается в историческую драму о падении дома Романовых. Виновник тому — мольеровский Тартюф в образе Григория Распутина, абсолютное монструозное зло, которое запутывает и душит любого, кто попал в его сети. Жертвуя некоторыми историческими реалиями и последовательно следуя тексту, Григорьян смещает акценты: главный героем его спектакля становится Оргон (читай Николай II) в исполнении Юрия Дуванова — человек, который не смог противиться обольстительной тьме, а ценой его ошибки становится крах целой империи.




«Царь Эдип» в Театре им. Вахтангова

20-21 декабря, 20-21 января

В российско-греческой постановке Театра им. Вахтангова заглавный герой, строго говоря, не является положительным персонажем. Эдип в исполнении Виктора Добронравова, хотя и готов сделать все для своих подданных, но вспыльчив, горд и ни с кем не намерен делиться властью. Античная трагедия оборачивается детективом, где все знают, кто убийца, кроме самого убийцы. Для Римаса Туминаса это история не просто о прозрении, но, в первую очередь, о смирении и о том, что пути Господни неисповедимы. В постановке также принимают участие Людмила Максакова, Евгений Князев, Эльдар Трамов и артисты Национального театра Греции в роли фиванских старейшин.



«Человек из Подольска» в Театр.doc

28 декабря, 14, 23, 31 января

Когда местом действия оказывается отделение полиции, веселья обычно не предвидится. Но герой постановки Михаила Угарова и Игоря Стама, попав в участок, обнаруживает себя в каком-то ином мире: здесь полицейские распевают песни, преподают задержанным танцы «для развития мозга» и учат патриотизму — не резиновой дубинкой, а чуть ли не вежливым диалогом. К финалу спектакля выясняется, что неосознанная, на автомате, жизнь персонажа и его нежелание любить родину становятся если не преступлением, то поводом к приводу в полицию. И здесь зрителю в пору задуматься — так ли абсурдна комедия, как кажется на первый взгляд?

Маргарита Лялинская, Анастасия Иванова, «Time Out»



Ссылка на источник:  http://www.timeout.ru/msk/feature/474475/pic-523600