19 Апреля 2018

В этом человеке живет грех… «Донжуан» в Театре Маяковского


Одетая в несоразмерно своей фигуре черное пальто, из глубины зрительного зала появляется девушка: проскользнув тенью между рядами, она поднимается на сцену. Еще не стихли голоса разговаривающих зрителей, а она, подойдя к микрофону, обращается к публике: «В этом человеке живет грех, очень жалею я его». Свет гаснет, и за раскрывшимся занавесом на сцене появляется закулисное помещение концертного зала с паутиной из проводов и костюмерными коробами, в одном из которых и спит пьяный Донжуан.


На основной сцене Театра Маяковского молодой режиссёр Анатолий Шульев – не новичок. Недавний выпускник Щукинского училища уже ставил спектакли не только в Театре Маяковского, но и в Театре Вахтангова. Взяв за основу пьесу Мольера о приключениях героя-любовника Дон Жуана, живущего ради телесных удовольствий, режиссер попытался сделать некий собирательный образ современного поп-селебрити, не сидящего на месте от бесконечных гастролей по стране, чередующихся с любовными приключениями.


Некий певец по имени Донжуан, популярность которого день ото дня падает, находится в вечных разъездах. Задержаться на одном месте ему не позволяет то ли концертная деятельность, то ли слишком большое количество недоброжелателей. Среди них: жена Эльвира, которую он выкрал из монастыря; многочисленные кредиторы и обманутые мужья. Он, как и свой литературный прототип, относится с презрением к человеческой морали, не испытывает никаких мук совести, носит экстравагантные костюмы и не пропускает мимо себя ни одну юбку.


Главную роль исполнил приглашенный артист – Эльдар Трамов. Манкий, жеманный, затягивает, как удав, в свои объятия новую жертву. Он показал своего Донжуана не столько циничным поп-идолом, сколько вечно пьяным романтиком, заскучавшим от обыденной жизни. Он не стремится целенаправленно разрушить чью-то жизнь – падкий на сиюминутные удовольствия, герой даже не задумывается о последствиях. С этим Донжуаном все становится ясно с самого начала. Побоявшись отцовского гнева, он готов стать «раскаявшимся грешником», лишь бы привлечь его на свою сторону. Этот образ, который родился в век благородства и чести, уже не так выделяется в современном мире лицемерия и презрения среди равных себе. Сейчас такие «донжуаны» ходят по улицам толпами, и всеобщего порицания они уже не вызывают. Именно этому и был посвящен финальный монолог Донжуана – фальши и притворству, а не эти ли качества окружают нас и сейчас?




По-настоящему честен он только со своим слугой Сганарелем (Виталий Ленский). Без него Донжуан не может ступить и шагу, иначе кому еще распутывать все коллизии, которые случаются одна за другой. Вечно брюзжащий и ропщущий, одетый в практичный ватник и шерстяные носки, он готов и в огонь, и в воду ради своего хозяина. Он терпит разные лишения и даже физическую боль, но не может смириться с цинизмом и ложью господина. Однако же при всей своей преданности Донжуану Сганарель после его кончины переживает лишь о невыплаченном ему жаловании.


Несмотря на то что спектакль – об одном из самых популярных соблазнителей, женских персонажей в спектакле всего два. Анастасия Мишина – обманутая жена Эльвира – появляется в байкерском костюме, с растрепанной прической и шлемом в руках. Это девочка-пацанка, а не послушница монастыря. А ее недоумение на холодность «мужа» даже удивляет: неужели такая рассудительная на вид девушка не смогла понять всей сущности своего звездного возлюбленного? В отличие от нее Шарлота (Валерия Куликова), певичка в маленьком городке, не обладает большим умом, но всю выгоду от связи с Донжуаном понимает сразу. Мгновенно забыт и простодушный жених, и показная гордость.


«Донжуан» Анатолия Шульева получился стильным, динамичным и достаточно смешным. Мир поп-культуры выстроил художник Мариус Яцовскис: вращающаяся декорация, похожая на огромную стену, обнажает то закулисье, то выстроенные в ряд сотни динамиков. Подсвеченная со всех сторон софитами сцена легко трансформируется в склеп или лесную чащу. Но именно результат превращения Донжуана в представителя массовой поп-культуры до конца увидеть так и не удалось: слишком мало отсылок, которые могли позволить раскрыть эту тему до конца. Хоть героев и облачили в современные костюмы, но поступки их были продиктованы законами того времени. Предполагаемый гротесковый образ на современную действительность не случился: появись такого рода селебрити среди наших акул шоу-бизнеса – съели бы в мгновение. А в остальном спектакль яркий, искрящийся, с отличным актерским составом и бьющей через край энергией, и хочется верить, что после нескольких показов засверкает еще сильнее.

Фото: Сергей Петров


Елена Каратун, он-лайн журнал «Porussky»



Ссылка на источник:  http://porusski.me/2018/04/19/092-donzhuan-teatr-mayakovskogo/