Театральный год начинается не в январе, а в конце сентября — вместе с осенними премьерами у репертуарных театров и сезоном фестивалей. Тех, для кого театр — важнейшее из искусств, в Москве становится все больше, поэтому и о билетах нужно заботиться все раньше. Weekend изучил премьерную и гастрольную афишу на три месяца вперед и выбрал театральные события, которые стоит не пропустить.
«Десять дней, которые потрясли мир»
спектакль, режиссёр Максим Диденко
Спектакль-оммаж Юрию Любимову, поставленный в пространстве юбилейной выставки. Режиссер Максим Диденко предложит зрителям путешествие по мотивам десяти самых известных любимовских спектаклей: фрагменты, соединенные в одну композицию, разыграют выпускники актерской мастерской Дмитрия Брусникина, для которых Диденко три года назад поставил очень успешную «Конармию».
Юбилейная программа «Век Любимова»
Музей Москвы,29 сентября — 8 октября
«Волшебная гора»
спектакль, режиссёр Константин Богомолов
За неделю до премьеры известно, что в спектакле по роману Томаса Манна будут звучать стихи Некрасова, Заболоцкого и Шаламова — и почти не будет звучать текст «Волшебной горы». Константин Богомолов — пожалуй, самый «романный» режиссер в нашем театре, а болезнь и умирание — один из лейтмотивов всех его постановок. В данном случае инсценировка будет, очевидно, вполне камерная, поскольку заявлены только два исполнителя — сам Константин Богомолов и Елена Морозова.
Электротеатр «Станиславский», 2–5 октября
«Лебединое озеро»
балет, хореограф Майкл Киган-Долан
Для своей новой танцевальной компании Teac Damsa Майкл Киган-Долан придумал не только выразительную хореографию, но и целую историю на основе классического сюжета. Это не Чайковский, а ирландская народная музыка, которую прямо на сцене исполняет трио Slow Moving Clouds. Декорация — сталь и черный пластик — выглядит современно и брутально. Как, впрочем, и история, в которой соединены современная Ирландия и ее древние мифы. Принц по версии Киган-Долана — 36-летний безработный Джимми, и озеро ему нужно не для охоты на лебедей, а для того, чтобы утопиться. Лебеди, тем не менее, существуют, у них тоже есть своя мрачноватая история, связанная с любовью и насилием.
Фестиваль DanceInversion
Театр наций, 10, 11 октября
«Ночь в библиотеке»
театрализованная инсталляция, режиссёр Робер Лепаж
Это путешествие по самым красивым и интересным библиотекам мира, которое показывает, что библиотека в разных ситуациях может выполнять самые разные функции — она может быть и образовательным центром, и политическим клубом, и музеем, и местом отдыха. В любом случае библиотека — это всегда театр теней, которые спускаются с книжных полок, как только уходит последний посетитель. Феерию книг Робера Лепажа озвучивает Евгений Миронов.
Фестиваль-школа «Территория»
Мультимедиа Арт Музей, 12 октября — 12 ноября
«Бельгия правит»
перформанс, режиссёр Ян Фабр
Фестиваль-школа «Территория»
Театр наций, 17, 18 октября
«Наследие. Комнаты без людей»
спектакль, группа «Римини-протокол»
Как и многие другие проекты «Римини-протокола», «Наследие» создано исключительно документальными средствами и обращается к каждому зрителю индивидуально. Вместо сценического пространства здесь есть комнаты, в которых звучат слова людей, размышляющих о предстоящем им уходе из жизни и создающих своего рода аудиозавещания. Несколько разговоров о смерти, которые превращаются в разговор о жизни и о том, что жизнь после смерти — понятие не только метафизическое.
Фестиваль-школа «Территория»
«Винзавод», 17–22 октября
«Альцина»
опера, режиссёр Кейти Митчелл
Виртуозная постановка оперы Генделя — не только музыкальное событие высшего класса, но и буквально учебник по современной режиссуре, сложной и феерически красивой. Впервые показанная в Экс-ан-Провансе в позапрошлом сезоне, «Альцина» с самого начала была совместной продукцией французского фестиваля и Большого театра. В этом сезоне по условиям контракта она «переехала» в Москву, и это действительно нельзя пропустить.
Большой театр, 18, 20, 22, 24, 26 октября
балет, хореограф Джон Ноймайер
Самые ожидаемые осенние гастроли для поклонников балета. «Страсти по Матфею» сохраняются в репертуаре Гамбургского балетного центра уже 37 лет, за это время спектакль объехал почти весь мир, но в Москве не был ни разу. Сам Ноймайер по-прежнему называет четырехчасовые «Страсти» главной работой своей жизни, попыткой воссоздать христианский танцевальный культ. Желающим попасть стоит обратить внимание на то, что часть действия происходит в партере, поэтому мест на единственный спектакль в продаже не так много.
Концертный зал им. П.И. Чайковского, 25 октября
«19.17. Светлый путь»
спектакль, режиссёр Александр Молочников
25-летний Александр Молочников уже удачно дебютировал и как актер, и как телеведущий. В театральной режиссуре его пока что занимает только один формат, в котором он тоже вполне успешен: историческое кабаре. Режиссерский дебют Молочникова на сцене МХТ — «19.14» — был посвящен Первой мировой войне, за ним последовали «Бунтовщики» — о русских революционерах как таковых. Новая премьера своим названием отсылает к дебютному опыту, но в данном случае вероятный повтор даже радует — «19.14» был очень выразительным и живым спектаклем.
МХТ им. А.П. Чехова, 2, 3 ноября
«Ромео и Джульетта»
балет, хореограф Алексей Ратманский
Алексей Ратманский, вероятно, самый известный из действующих российских хореографов, в Большом театре не ставил с 2011 года. В ноябре он возвращается на эту сцену — правда, не с оригинальной постановкой, а с ремейком «Ромео и Джульетты» Прокофьева. Оригинал был поставлен в Торонто в том же 2011 году, но до сих пор считается самой современной вариацией этого классического балета. Интересно, что, вопреки обыкновению, дирекция Большого не стала снимать с репертуара предыдущую версию — «Ромео и Джульетту» Юрия Григоровича, так что желающие смогут сравнить впечатления.
Большой театр, 22–26 ноября
«Серенада», «Ореол», «Онис», «Тюль»
одноактные балеты, хореографы Джордж Баланчин, Пол Тейлор, Жак Гарнье, Александр Экман
С прошлого сезона балет Музыкального театра им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко возглавляет выдающийся танцовщик, балетмейстер и педагог Лоран Илер — соответственно, обновляется и балетная программа. Второй вечер одноактных балетов представит четырех выдающихся хореографов, чьи композиции никогда раньше не шли на сцене этого театра. Получилась своего рода балетная антология XX и XXI веков: балеты, вошедшие в программу, поставлены в 1935 году («Серенада» Баланчина), 1962-м («Ореол» Тейлора), 1979-м («Онис» Гарнье) и 2012-м («Тюль» Экмана).
Музыкальный театр им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко, 25, 26 и 27 ноября
«By Heart»
перформанс, режиссёр Тьяго Родригес
Единственный спектакль осенней программы, где есть шанс побыть и публикой, и исполнителем. Тьяго Родригес, новый любимец европейских театральных фестивалей, создал необыкновенно обаятельный перформанс, во время которого десять волонтеров под руководством самого режиссера и в присутствии публики должны выучить наизусть одно стихотворение. Эпиграфом к перформансу стали слова литературного критика Джорджа Стайнера: «Если стихотворение знают наизусть десять человек, то с ним уже ничего не сможет сделать ни КГБ, ни ЦРУ, ни гестапо — оно выживет».
Театр наций, 29, 30 ноября
«Синяя синяя птица»
мюзикл, режиссёр Олег Глушков
Театр наций, 30 ноября
«Кеды»
спектакль, режиссёр Владимир Панков
Пьеса Любови Стрижак — одно из самых успешных названий в современном русском театре, своего рода манифест поколения, которое по аналогии с европейскими «рассерженными молодыми людьми» можно назвать «раздраженными молодыми людьми». У режиссера Владимира Панкова и его актеров есть все возможности сделать из этого манифеста важное театральное событие — у основанной Панковым группы SounDrama, как, может быть, ни у одной другой московской труппы, есть и слух на ритмы и шумы современности, и умение делать злобу дня поэтичной, но не слащавой.
Центр драматургии и режиссуры, 8 декабря
«Пигмалион»
спектакль, режиссёр Леонид Хейфец
Леонид Хейфец несколько лет не ставил спектакли большой формы, предпочитая камерную сцену на Сретенке. В этом сезоне он возвращается в масштабное пространство основной сцены Театра имени Маяковского — с постановкой по великой пьесе Бернарда Шоу. Как всегда у Хейфеца, центром постановки станет актерский ансамбль: в «Маяковке» нет недостатка в интересных и популярных исполнителях. Роль профессора Хиггинса репетирует Игорь Костолевский, и этого, в общем-то, достаточно, чтобы постараться не пропустить начало продаж билетов на декабрь.
Театр Маяковского, 8, 9 декабря
«Нуреев»
балет, хореограф Кирилл Серебренников
Большой театр, 8, 9 декабря
«Великий укротитель»
спектакль, режиссёр Димитрис Папаиоанну
Если бы на фестивале в Авиньоне был приз зрительских симпатий, то в 2017 году его получил бы этот спектакль — огромная, необыкновенной красоты композиция со сложной акробатической хореографией, посвященная приключениям человеческого тела в современном мире. То, что NET, существующий исключительно на частные деньги, вообще решил довезти до Москвы такую дорогостоящую и сложную постановку, свидетельствует о кураторской решительности, которая заслуживает отдельных аплодисментов еще до всех показов.
Фестиваль нового европейского театра NET
Театр наций, 14 декабря
«Пушечное мясо»
спектакль, режиссер Дмитрий Волкострелов
У Дмитрия Волкострелова, единственного в русском театре последовательного режиссера-минималиста, отношения с драматургией складываются сложно — а пьесы Павла Пряжко, вероятно, единственное исключение. В «Пушечном мясе» чеховское «Люди обедают, только обедают, а в это время <…> разбиваются их жизни» обострено радикально: люди разговаривают об открытии выставки, но каждый слышит, что на самом деле кругом война, боевые действия повседневности. Правда, сам Волкострелов считает, что эту войну нельзя выиграть, но можно закончить: «Репетирование спектакля, возможно, уменьшает количество пушечного мяса в этом мире».
Театр наций. Премьера в декабре, точная дата будет объявлена позже
«Красное колесо»
спектакль, режиссёр-куратор Талгат Баталов
«Красное колесо» — это не один спектакль, а экспериментальный проект, попытка создать формат «театрального сериала». К столетию со дня рождения Александра Солженицына пять режиссеров покажут в Новом пространстве свои спектакли-эскизы, основанные на тексте его романа-эпопеи и придуманные в соавторстве с молодыми драматургами. Участники проекта — режиссеры Талгат Баталов, Степан Пектеев, Артем Терехин, Егор Матвеев, Сергей Чехов, художник Ольга Никитина, драматурги Полина Бородина, Дмитрий Богославский, Константин Стешик, Михаил Башкиров.
Новое пространство Театра наций. Премьера в декабре, точная дата будет объявлена позже
«Заповедник»
спектакль, режиссёр Сергей Женовач
Сергей Женовач очень любит русскую прозу, но при этом предпочитает тексты сильно прошедших времен. Возможно, в этом есть предубеждение против злободневности — в общем-то, понятное. Авторов послевоенного времени он до недавних пор вообще не инсценировал. Но в последние сезоны Женовач дважды обратился к сравнительно новым текстам, поставив «Киру Георгиевну» Виктора Некрасова и «Москву — Петушки» Венедикта Ерофеева, произведения 1961-го и 1973 года соответственно. «Заповедник» Довлатова, написанный в 1983-м,— еще один шаг на пути к современности. Так, глядишь, СТИ когда-нибудь и до постсоветской литературы дойдет.
Студия театрального искусства. Премьера в декабре, точная дата будет объявлена позже
Ольга Федянина, «Коммерсантъ Weekend»