основная сцена: (495) 690-46-58, 690-62-41

сретенка: (499) 678-03-04

Уважаемые зрители, с 15 марта в Театре Маяковского введено посещение спектаклей по именным билетам. Узнать больше о новых правилах покупки.

11 Октября 2024

«Багдадский вор и черная магия»: ветер с Востока

В репертуаре Театра имени Вл. Маяковского таких спектаклей еще не было. «Багдадский вор и черная магия» - мюзикл для любого возраста, с умопомрачительной сценографией, фокусами, мультипликаций и живым вокалом. Поставил его художественный руководитель театра и режиссер Егор Перегудов, вдохновившись бойким спектаклем 90-х гг. «Багдадский вор» театра «Сатирикон». Но если музыка Давида Тухманова и тексты Юрия Энтина остались прежними, то смыслы изменились.  Подтекстов и намеков в новой версии мюзикла стало меньше, шума, ярких красок и детской радости – больше.


Режиссеру Перегудову присуща любовь к игровой стихии, нарочитым театральным метафорам и мелодраме. Достаточно вспомнить его спектакль «Один день в Макондо» в «Студии театрального искусства» или «Любовь по Маркесу» в Театре имени Вл. Маяковского – нарочито красивые поэтичные спектакли-саги о любви. Сказочный материал не просто предполагает эти же слагаемые, он дает возможность развиться режиссерской фантазии, практически ничем ее не ограничивая.


Главный герой премьерного спектакля – озорной паренек с горящим взором – тот самый Багдадский Вор. На нем завязаны все конфликты и держатся все интриги. Он спасает любимую Фатиму от рабства, а вместе с нею заколдованный «безмолвный» Багдад. Важно отметить, заклятие немоты, наложенное на народ неким Черным Магом, в этой версии сказки интересует Вора постольку поскольку. Ему куда важнее томящаяся у этого же Мага в плену красавица-подруга детства.


Понятно, что на такую объемную, держащую весь спектакль на себе роль Перегудову нужен был особенный артист. В результате кастинга ее получил ученик Константина Райкина, актер МТЮЗа Александр Скрыпников. В его личном арсенале – ликующая молодость, непобедимое обаяние, видимое удовольствие находиться на сцене, наконец, достойный вокал. Спектакль не рок-опера, но вполне себе мюзикл в этом стиле. Кроме Скрыпникова взгляд выхватывает из многонаселенного шумного действа фигуру Мага, которого сыграл Вячеслав Ковалев (артист Маяковки, известен по ролям в спектаклях театра «Изгнание», «Лес», «Обломов» и др. – «Ведомости»). Драйв и харизма настоящего рокера делают его практически вторым главным героем постановки. 


Но, пожалуй, самое главное, что делает этот спектаклем зрелищем с размахом – сценография мирового уровня авторства Владимира Арефьева. По сцене летают ковры-самолеты, взмывает к колосникам, роняя огромные алые перья Птица-Феникс, «растет» ярко-рыжая луна, сверкают драгоценными камнями украшения на рабынях Великого Властелина, устрашающе двигаются по сцене гигантские маски не смеющих слово сказать горожан. Пока Багдадский Вор лихо воюет с судьбой, на сцене шумит восточный базар, а на зрителя  дует пряный восточный ветер. Специально для спектакля в Маяковку были привезено полсотни подлинных столетних сумахов из Дагестана (ковры с заплатками и потертостями – каждому в среднем от 70 до 100 лет). Этой красотой выстелили сцену и подвесили от пола до потолка. Программку к спектаклю сделали такую, чтобы она пахла гранатами и корицей, если хорошенько потереть первую страницу.


При внешней легкости и необязательности (сказка же!) этот спектакль очевидно сложен технически. Десятки трюков и как минимум четыре полета над сценой. Танцы, песни, видеопроекции, сметающий со сцены все и всех смерч  и даже приготовление самой настоящей сахарной ваты на расстоянии вытянутой руки от зрителя. Частая смена декораций не дает воображению расслабиться и переключиться на смыслы. Возможно, они сознательно даны Перегудовым в проброс и мельком. На трудностях багдадского паренька режиссер внимание не заостряет, а вот на его же изобретательных хитростях – сколько угодно. Вор лихо справляется с Магом и обретает личное счастье. То, что на свадьбе Вора и Фатимы веселится и ликует  уже освобожденный от власти Мага-тирана народ Багдада –  как будто бы не так важно.


При желании можно найти в этом спектакле актуальность. Но можно и не искать ее, а просто отдаться потоку зрелищных метафор, пиршеству красок и фантастических красивых мелодий. Театр имеет право быть вне возраста. Праздничным, вкусным и необязательным, как бокал душистого лимонада или хорошего шампанского. 


Наталья Витвицкая, «Ведомости»


×
дорогой зритель!
Мы будем очень рады, если вы подпишетесь на наши новости. Обещаем радовать только интересными поводами и не утомлять назойливыми рассылками!
В качестве комплимента дарим промокод на скидку в 10% на первую покупку билетов на нашем сайте!

@PromocodzapodpiscyBot
Мы используем cookie
На сайте осуществляется обработка файлов cookie с использованием метрических программ "Яндекс. Метрика" и "Цифровая культура". Подробнее.
Даю согласие