
Московский академический театр имени Владимира Маяковского замахнулся на «Дядю Ваню», ведь спектакля по этой пьесе в репертуаре театра за всю его богатую историю ещё не было. А ещё и премьера под конец сезона, в мае. Что же ждет зрителя? Получилось ли нащупать эту золотую середину и сделать все как надо?
Режиссёр Юрий Иоффе со своей командой тщательно продумал и ближний, и дальний планы, где декорации, если смотреть на них отдельно от актёров, уже завораживали своим шармом, и хотелось их изучить как можно тщательнее, до мельчайших подробностей. Но стоило лишь героям появиться на сцене, и их образы, души и страдания сразу выходили на первый план, реквизит магическим образом исчезал. Ничего не мешало просто слушать, понимать и сопереживать.
Но несмотря на то, что произведения Антона Павловича хоть и причисляются к вечным и актуальным, XXI век всё же несколько отличается от века XIX. И в спектакле были слегка уловимые, но очень уместные изменения, благодаря которым герои стали ближе и понятнее современному поколению, например, эмансипированные Елена Андреевна (Анастасия Мишина) и Софья Александровна (Анастасия Дьячук). Чего только стоит заключительная сцена первого акта с песней под аккомпанемент пианино (в самой пьесе её не было), в которой прямо ощущалась энергетика сильных и независимых женщин! Кстати, во время спектакля зритель услышит игру и на другом музыкальном инструменте.
Мужчины же больше напоминали классических чеховских персонажей, однако, благодаря актёрской игре, моментами получилось даже углубить образы либо показать героев под другими углами, ранее не замеченными. Профессор Серебряков (Евгений Парамонов) казался ещё более мнительным по поводу своего здоровья, врач Михаил Львович (Дмитрий Гарнов) получился обаятельнее оригинального, а дядю Ваню (Алексей Дякин) хотелось обнять, прижать к своей груди и пожалеть. В каких-то сценах персонажи заиграли совершенно новыми красками.
За основу декораций взяли продукты классического столярного мастерства: двери, мебель и даже лестница высотой практически до потолка. Она располагалась по самому центру сцены и занимала довольно весомое место с точки зрения передачи мыслей и идей режиссера. Ведь герои периодически оказывались на ней, и тогда их слова лились на остальных сверху вниз, из позиции более сильного к более слабому, либо от того, кто прав, к тому, кто заблуждается. И эта лестница напоминала дерево, которое тянулось к самому солнцу, она словно пыталась выбраться из безнадежной ситуации, в которой оказалась вместе с героями.
«Я придумала лестницу, которая идет в никуда. Получился образ эдакой башни-лестницы и окна в небо. Для меня это интересный и довольно трудный проект, потому что пространство малого зала очень небольшое, при этом любопытное по своим параметрам и конструктиву», — сказала художник Анастасия Глебова. Заметили же по данной цитате, что спектакль-то идёт в малом зале? Там камерно и уютно, а зритель словно зашел в гости, сидит вместе с героями за одним столом и пьет чай за неспешной беседой. И каждому можно заглянуть в глаза. Позвольте себе три часа умиротворения, наслаждения и тишины в самом сердце Москвы.
Светлана Игнатова специально для Musecube
Фотографии Ирины Петровской-Мишиной можно увидеть здесь