фото: Денис Жулин
При всей любви театральной общественности к режиссеру Миндаугасу Карбаускису, нынешняя премьера в театре Маяковского стала для него своеобразным экзаменом. Спектакль «Таланты и поклонники» - первая работа, которую он выпустил в подведомственном ему театре - весной 2011- го молодой режиссер стал худруком Маяковки.
Для дебюта Карбаускис выбрал самоигральную пьесу Островского, посвященную людям театра. Правда, привычного стиля Маяковки последних лет в этой постановке не увидишь. Карбаускису удалось вылечить артистов от натужного комикования, броской игры на грани пошлости и поставить стильный, продуманный и очень непростой по замыслу спектакль.
А на главную роль, невзирая на возможный гнев труппы, режиссер пригласил приму МХТ Ирину Пегову. Назначение на роль однокурсницы и давней соратницы по работам в Табакерке - поступок понятный каждому, кто хоть раз видел Пегову на сцене.
Негина у Островского – не просто хорошенькая каботинка, а талантливая актриса, впервые осознавшая силу своего дара. Играть девушку, из-за которой сходит с ума весь город, Пеговой несложно – естественностью и обаянием она способна затмить самого сильного партнера.
Правда, в жесткой структуре спектакля Карбаускиса актриса существует очень скромно, являясь частью слаженного ансамбля. "Таланты и поклонники" - тот редкий случай, когда каждая роль, даже самая маленькая, значима и эффектна.
История бедной актрисы, которую пытаются соблазнить богатые покровители и тянет в мир честной антитеатральной жизни жених, на первый взгляд рассказана суховато и просто.
На огромной сцене Маяковки художник Сергей Бархин конструирует выгородку из ржавого железа с опускающимся металлическим занавесом. Внутри этой "шкатулки" на огромной глянцевой граммофонной пластинке - поворотном круге - вертятся, сменяя друг друга, герои спектакля.
Обаятельная мещанка – мать Негиной Домна Пантелеевна в блестящем исполнении Светланы Немоляевой. Изысканно-трогательный помощник режиссера Нароков (Ефим Байковский). Молчаливый, полный достоинства и скрытой страсти миллионщик Великатов (Михаил Филиппов). Волокита и интриган князь Дулебов (Игорь Костолевский). Ветреная актриса Смельская (Анна Ардова). Жених Негиной Мелузов, этакая смесь Карандышева и Пети Трофимова (Даниил Спиваковский). Обворожительный мерзавец Бакин (Виталий Гребенников).
Здесь же обитает театральный домовой (Максим Глебов), то зачитывающий зрителям ремарки автора, то снующий по сцене в роли кухарки Матрены. Карбаускис задействует любимые приемы своего учителя Петра Фоменко, играя с отстранением, иронией и театральной условностью, сохраняя свой сдержанный стиль.
В спектакле нет "черного" и "белого", герои многомерны и неоднозначны, но главная тема звучит мощно и внятно. Театральные люди могут заигрываться и казаться безумными, как трагик Громилов (Расми Джабраилов), они ревнивы и амбициозны, как Негина и Смельская, но наличие таланта оправдывает все.
И как бы ни были богаты, влиятельны и самоуверены обыватели, которым хочется приобщиться к миру искусства, вход за рампу для непосвященных закрыт. Непреодолимые разногласия между талантами и поклонниками режиссер неожиданно демонстрирует в любовной сцене Негиной и Мелузова. Когда после успешного бенефиса полнокровная русская красавица предлагает жениху кататься до утра, а он тушуется и мямлит, без слов понятно, что "вместе им не сойтись".
Негина - натура страстная, порывистая и тихие семейные радости - не ее удел. Обманутый жених Мелузов сколь угодно может сокрушаться по поводу ухода невесты к богатому покровителю. Правда за ней, даже если это уничтожающая правда.