21 Августа 2013
Максим Леонидов: «Люди, которые хотят учиться, учатся друг у друга»
Максим Леонидов – основатель и главный исполнитель песен культовой группы «Секрет», которая в 80-х годах имела такой успех в Советском Союзе, что сравнить ее можно было разве что с «Битлз». Несмотря на то, что группы официально не существует уже почти 15 лет, многие ее хиты до сих пор находятся на пике популярности, их поют сразу несколько поколений поклонников группы. Среди них - песни «Привет», «Алиса», «Сара Барабу», «Моя любовь на пятом этаже» и другие. Примечательно, что это одна из самых успешных групп, появившихся в советские времена, которую до сих пор помнят и искренне любят. Сейчас Максим Леонидов выступает с группой HyppoBand, является автором музыки и исполнителем главных ролей в популярных мюзиклах, активно работает на телевидении и в кино.
- Максим, в этом году бит-квартет «Секрет» отметил свое 30-летие. Чувствуете ли Вы ностальгию по тому периоду, когда выступала группа? Если говорить о творчестве, какой творческий период в жизни был для Вас наиболее счастливым?
- Все периоды по-своему хороши, никакой ностальгии я не чувствую. Это все равно, что ностальгировать по школе и студенчеству. Мне кажется, что в каждом возрасте есть неоспоримые преимущества. Ты становишься опытнее, мудрее, спокойнее. Поэтому я бы не стал выделять какой-то отдельный период как что-то чрезвычайно особое. Везде есть свои радости.
- Кто были Ваши Учителя по жизни? Кого из них Вам хотелось бы особенно выделить?
- Я хотел бы начать с родителей, прежде всего, с отца. В детстве большую часть времени я проводил именно с ним. Я очень многому у него научился – и отношению к жизни, и к людям. Он был удивительный человек и очень хороший пример для подражания. Если говорить о профессии, у меня были очень хорошие учителя в музыкальной школе. У меня был замечательный педагог по фортепиано, Лидия Михайловна Вассерман, также прекрасный преподаватель по дирижированию, Федор Михайлович Козлов. Мне очень повезло с наставниками в театральном институте – и с точки зрения их мастерства как педагогов, и с точки зрения их как личностей. Встреча с Аркадием Кацманом и Львом Додиным меня очень сильно изменила. Под их чутким руководством я очень повзрослел и помудрел. Я учился не только у тех, кто являлся моими преподавателями, но и у других людей, с которыми встречался в жизни. Огромное влияние на меня оказали Андрей Макаревич, Борис Гребенщиков и многие другие, имена которых не так известны широкой публике. Люди, которые хотят учиться, учатся друг у друга. Мы учимся все время, иногда у тех, кто моложе нас.
- Стоит ли современному ребенку заниматься музыкой? Почему-то в наших школах музыкальных занятий становится все меньше и меньше.
- Конечно, стоит. Я приведу пример одного моего приятеля, который живет в США, в местечке Лексингтон. В этом небольшом городке есть государственная общеобразовательная школа со своим Большим симфоническим оркестром, состоящим из учеников, есть биг бэнд, а также разноообразные кружки по различным музыкальным направлениям. Я считаю, что с таких вот школ надо брать пример. Владение каким-то музыкальным инструментом не обязательно должно стать твоей будущей профессией, но оно обязательно для того, чтобы твоя личность гармонично развивалась. Моя дочка сейчас берет индивидуальные уроки игры на флейте, и я бы хотел, чтобы потом она могла развивать свои музыкальные способности в каком-то музыкальном коллективе. Я не настаиваю, чтобы она впоследствии стала профессиональным музыкантом, но без музыки полноценно развиваться просто невозможно. К сожалению, то, что происходит сейчас у нас в школе, это отражение того, что происходит в культуре. Для того, чтобы это как-то изменить, нужны серьезные реформы в государстве.
- Максим, у Вас двое детей. Хотят ли они, как и Вы, пойти по музыкальной стезе?
- Пока об этом рано говорить, моему сыну Лене, например, всего 5 лет. Хотя я в его годы уже был настоящим артистом, мне все время хотелось где-нибудь выступить и спеть, и при малейшем удобном случае я лез на сцену и что-то исполнял. У моих детей этого нет, но, может, это к лучшему.
- Как, на Ваш взгляд, надо воспитывать детей, чтобы они выросли достойными людьми?
- Прежде всего, их надо ограждать от пошлости. Очень много негатива идет от масс медиа. Я бы не разрешал детям слушать радио. Потому что то, что они там слышат (за исключением 2-3х радиостанций), просто засоряет их душу. Если ухо с детства привыкает к этому, потом становится очень сложно объяснить, что хорошо, а что - плохо. Поэтому, прежде всего я ограничиваю своим детям доступ к радиостанциям, вместо этого стараюсь, чтобы дома звучала хорошая музыка. Это может быть либо красивая поп-музыка, либо классическая музыка, либо хорошие детские песни.
- Помимо концертной деятельности, Вы также играете в мюзиклах, которые с успехом идут на московской сцене. Слышала, что сейчас Вы работаете над новым мюзиклом, о чем он?
- 14 сентября в театре им.Маяковского состоится премьера музыкального спектакля, который называется «Мама-кот», по сказке чилийского писателя Луиса Сипульведы. Мы с моим соавтором Александром Шавриным, с которым работали над мюзиклом «Растратчики», совместно создали музыкальный спектакль, который предназначен и детям, и взрослым. Он немного философский, хотя за основу взята сказочная история. Я надеюсь, что ваша целевая аудитория, школьники с мамами и папами, смогут его посетить. Хороших детских спектаклей сейчас очень мало, их можно перечислить буквально по пальцам – например, «Конек-Горбунок» во МХАТе, мюзикл «Русалочка», вот практически и все. Поэтому, если наш спектакль получится, а я искренне в это верю, надеюсь, что одним хорошим детским спектаклем в Москве станет больше.
- Если сравнивать несколько направлений вашей деятельности, например, концертные выступления, участие в мюзиклах, съемки в кино и на телевидении, что Вам больше всего нравится?
- Мне доставляет огромное удовольствие играть концерты с группой HyppoBand, нравится участвовать в театрально-музыкальных постановках. Я очень люблю музыкальный театр, это одно из моих любимых направлений. На данный момент я участвую в двух мюзиклах – «Продюсеры» в театре Et Cetera и «Растратчики» в Театре мюзикла, и участие в них доставляют мне истинное наслаждение. Недавно я получил еще одно предложение от польского режиссера Януша Юзефовича, который собирается ставить в Санкт-Петербурге мюзикл «Пола Негри». Там есть роль режиссера Любича (главная мужская роль), на которую он меня зовет. Но пока я не даю своего согласия, так как премьера намечена на декабрь, а в это время у меня будет очень много новогодней работы, и я просто физически не смогу присутствовать на премьере. Возможно, я введусь в этот спектакль немного позже.
- Как у Вас складываются отношения с кино?
- Практически никак. К счастью, это не является основным источником моего дохода, и я могу подходить к предложениям в кино очень выборочно. После выхода фильма «Высоцкий. Спасибо, что живой» я ждал каких-то интересных предложений, но их не последовало. Вообще я не люблю сниматься в кино. Во многом это муторная, неблагодарная, долгая и не очень творческая работа. Я привык быть в центре событий и отвечать за качество того продукта, который выходит потом с моим участием. В кино это невозможно, потому что я не могу на что-то влиять. Мне не доставляет удовольствие быть винтиком в огромной машине. Для того, чтобы дать согласие сниматься в каком-то фильме, я должен полностью доверять людям, с которыми буду работать, и понимать, что это будет безупречно. Только тогда я успокоюсь. Как правило, судьба подкидывает тебе только то, в чем ты действительно заинтересован.
Вначале я отказался и от съемок в фильме «Высоцкий. Спасибо, что живой». Но потом продюсер фильма Анатолий Максимов уговорил меня, показав небольшой отрывок, где Сережа (Безруков) был в гриме Высоцкого. Я был просто поражен его сходством с реальным прототипом, и понял, что здесь кроется какая-то потрясающая интрига. После этого я сразу согласился.
- Есть ли у Вас роль, которую Вы хотели бы сыграть?
- У меня нет конкретной мечты, например, сыграть роль Ричарда III. Дело не только в роли, а также в том, встретишь ли ты правильную компанию на своем пути. Если у тебя будет подходящая команда, то можно сыграть практически любую роль и получить от нее удовольствие. С плохой компанией можно провалить и Короля Лира. Поэтому я мечтаю не о роли, а о сотрудничестве с талантливыми людьми. Одним из таких примеров является наше сотрудничество с Александром Шавриным, с которым мы совместно придумали мюзикл «Растратчики».
- Как Вы относитесь к иностранным языкам? Поете песни только на русском? Собираетесь ли Вы выходить на международную аудиторию?
- Мне уже поздно выходить на международную аудиторию. Пусть этим занимается молодежь. В годы моей молодости, к сожалению, это было невозможно. Были люди, которым это удавалось на короткое время. Например, группе «Парк Горького» или «Аквариум». Так, Борис Гребенщиков записал пластинку в Соединенных Штатах. Но это был не совсем выход на международную аудиторию, скорее, любопытство к русским артистам, которых тогда почти никто не знал. На иностранных языках я иногда пою либо для себя, либо в каких-то проектах, где это просто необходимо. Например, когда надо спеть рок-н-ролл на английском, или оперную арию на итальянском языке. Вообще, знание иностранных языков – вещь необходимая. Без нее никуда не пробиться, дорогие дети. Поэтому не ленитесь, изучайте как минимум 2 или 3 иностранных языка. Одного английского уже не достаточно. Мой вам совет - начинайте изучать китайский, он может вам очень пригодиться в жизни.
Беседовала Наталья Ястребова, «Реальная школа»
http://www.realschool.ru/interview/161/