основная сцена: (495) 690-46-58, 690-62-41

сретенка: (499) 678-03-04

Уважаемые зрители! Узнать больше о правилах переоформления именного билета можно здесь.

21 Мая 2025

Премьера спектакля «Дядя Ваня» в постановке Юрия Иоффе на Малой сцене Театра Маяковского: «Я был светлою личностью, от которой никому не было светло…»

Премьера спектакля «Дядя Ваня» в постановке Юрия Иоффе на Малой сцене Театра Маяковского: «Я был светлою личностью, от которой никому не было светло…»

В год 165-летия Антона Павловича Чехова признанный мэтр Русского психологического театра Юрий Иоффе сделал театралам по-настоящему бесценный подарок – 17 и 18 мая на Малой сцене Театра Маяковского режиссёр-постановщик представил премьеру спектакля «Дядя Ваня».  

Примечательно, что эту пьесу, которая является одной из самых востребованных в драматургии и украшает репертуар многих столичных и региональных театров, впервые ставят в легендарной Маяковке. Символично, что для постановки Юрий Иоффе выбрал именно Малую сцену: благодаря её камерной атмосфере вечно актуальные персонажи гениального классика стали по-особому близки зрителям. В зале нет границ между сценой и зрительным залом, публика буквально чувствует дыхание героев и, наблюдая за персонажами, проецирует их мысли, сомнения, страдания, мечты на себя и своё окружение...



Режиссер Юрий Иоффе: «Нам предложен Чеховым материал суровый, порой даже сатирический. Такого рода драматургия является мерилом для определённой части актёров, которые способны сделать шаг к жанровой сложности игры. Здесь меньше драматического надрыва, а больше чеховского смеха, суть которого должна быть выражена не в ярких и широких мизансценах большой сцены, а в камерном пространстве Малого зала».


Несмотря на лаконичное пространство Малой сцены, художник-постановщик и художник по костюмам Анастасия Глебова создала для спектакля очень масштабные и метафоричные декорации: основа сценографии большая деревянная лестница самобытного дома, устремлённая ввысь и сквозь стёкла открывающая небесную панораму.


На втором этаже расположены кабинет и комната профессора Серебрякова – он находится слегка «на высоте» перед другими действующими лицами вокруг него не только всё крутится в этом доме, но и вне его – герои на протяжении многих лет трудились для благополучной жизни уважаемого Профессора. Многочисленные двери на первом этаже ведут в комнаты других персонажей, у каждого из которых своя боль и драма, свои надежды и иллюзии, разбившиеся о суровую реальность действительности.



«Когда нет настоящей жизни, то живут миражами. Все-таки лучше, чем ничего...»


Каждого из героев терзает актуальный во все времена конфликт личности и среды, гнетёт невозможность достичь желаемого и беспросветность унылой жизни. Не отклоняясь от Чеховского текста, создатели спектакля расставили акценты и интонации невероятно  чувственно и тонко, искусно завуалировав в постановке множество ассоциаций, которые каждый зритель воспримет сквозь призму своей индивидуальности. Юрий Иоффе как всегда невероятно тонко и точно работает с актёрами, поэтому у зрителей складывается ощущение, что на сцене не исполнители определённых ролей, а ожившие герои классика, которые так близки и понятны тем, «кто живёт через столетия после них».



А ещё «Дядя Ваня» в Театре Маяковского разрывает привычные многим шаблоны и стереотипы: например, профессора Серебрякова очень часто трактуют исключительно как деспота и тирана, который добился высоких чинов, эксплуатируя чужой труда, а не за  личные заслуги и таланты - так о герое говорит Иван Войницкий, но ведь это лишь его мнение, а не истина.


В воплощении Заслуженного артиста России Евгения Парамонова отставной профессор Алексей Владимирович Серебряков – импозантный пожилой мужчина. Да, он капризный и самовлюблённый, но при этом интеллигентный и харизматичный.



Неудивительно, что, когда Серебряков был в зените своей карьеры и в фаворе удачи, вдовцом увлеклась юная и трепетная выпускница консерватории Елена Андреевна (Анастасия Мишина). Эта героиня обольстительна и обаятельна. Её женская манкость подчёркнута эффектными костюмами и гримом. Елена Андреевна во многих сценах держится немного обособленно от других героев – в самобытном укладе деревенской жизни она чужая, поэтому столичной барышне нет ни малейшего интереса поближе знакомиться с патриархальными устоями провинциального быта, она не проявляет интереса к труду.


Увлечённость доктора Астрова экологией и другими глобальными вещами не занимает 27-летнюю Елену Андреевну – ей неинтересно, о чём говорит Доктор, но он привлекает её своей мужской энергией, задором и куражом, именно поэтому с этим героем, воспринимающим её как соблазнительную «хищницу», она даёт волю своей «русалочьей крови», а не с беззаветно влюблённым в неё Иваном Войницким.



Доктор Астров - один из литературных героев, опередивших своё время. «Те, которые будут жить через сто-двести лет после нас и для которых мы теперь пробиваем дорогу, помянут ли нас добрым словом?»  - философствует доктор.


В трактовке Дмитрия Гарнова Михаил Львович  - не отъявленный алкоголик (каким этого персонажа нередко трактуют), а интеллигент, который «топит боль в вине»: Астров искренне переживает за сохранность природы, радеет о будущем человечества и убеждён, что все беды от полного отсутствия самосознания. Его интерес к Елене Андреевне выглядит лишь желанием завести лёгкую интрижку и развлечься. Доктор знает, что в него влюблена Соня, но поскольку взаимных чувств с его стороны нет, то не хочет давать девушке ложную надежду.



Соня в прекрасном воплощении Анастасии Дьячук страдает от неразделённой безответной любви к Астрову. В отличие от уверенной в своих женских чарах Елены Андреевны, Соня –совсем юная неопытная девушка, она ещё не научилась пользоваться своим шармом, считает себя некрасивой, хотя на самом деле это совсем не так.


Вот уже 6 лет влюблённая в Астрова девушка не пытается с ним кокетничать и флиртовать - она верно и преданно поддерживает идеи Михаила Львовича, разделяет его мироощущение, искренне сочувствует переживаниям. На контрасте с  Еленой Андреевной образ Сони аскетичен – строгий пучок на волосах, скромные строгие наряды, но стоит ей изменить причёску, она сразу расцветает. Вопреки унылой беспросветности своей жизни Соне удаётся сохранять доброе сердце и веру в то, что все страдания когда-нибудь зачтутся на Небесах и что им с Дядей Ваней будет суждено увидеть «небо в алмазах».



Дядя Ваня в воплощении Алексея Дякина очень добрый и по-своему очаровательный герой, который обижен на судьбу и на весь свет: Иван Петрович Войницкий трогательно и нежно любит Елену Андреевну и недоумевает, почему она его отвергает?  


«Когда нет настоящей жизни, то живут миражами. Все-таки лучше, чем ничего», - с досадой и болью восклицает растерянный Войницкий, сожалеющий о впустую потраченных годах жизни и ушедшему времени, которое, как известно, не может вернуть даже сама вечность. Словно в волшебный мираж, он влюбляется в Елену Андреевну и досадует, почему не обратил внимание на юную девушку десять лет назад, когда счастье ещё было так возможно?


«Я был светлою личностью, от которой никому не было светло…» И хотя свет в Дяде Ване погас, из любви к своей такой же одинокой племяннице он будет пытаться скрыть тоску за чередой рутинных дел, волоча свой жизненный удел.




Колоритны и узнаваемы и другие герои: боготворящая Профессора Серебрякова Мария Васильевна Войницкая (заслуженная артистка России Надежда Бутырцева), старя Нянька (Татьяна Рогозина), добрый наивный Телегин (Дмитрий Прокофьев) - архаичные представители размеренной деревенской жизни и верности консервативным устоям. С каким упоением герои кипятят самовар и радуются традиционной лапше, которую по часам подают в фарфоровой супнице...



«Нормальное состояние человека — это быть чудаком»

При все трагичности сюжетных линий герои спектакля Юрия Иоффе излучают свет: постановка пронизана доброй иронией, тонким юмором и светлой надеждой на то, что «все страдания и зло земное когда-нибудь потонут в милосердии…»


Все актёры невероятно органичны в образах Чеховских героев, которые оживают на сцене на расстоянии вытянутой руки от зрителей: «Дядя Ваня» Юрия Иоффе  - эталонный Русский психологический театр, в спектакле нет места для провокаций, эпатажа и сомнительных экспериментов, а есть Жизнь.


«Проснуться бы в ясное, тихое утро и почувствовать, что жить ты начал снова, что всё прошлое забыто, рассеялось, как дым», - кого из нас периодически не посещают подобные мысли? И едва ли в прогрессивном двадцать первом веке кто-то найдёт аргументы, чтобы опровергнуть точно сформулированную Антоном Чеховым аксиому, что «нормальное состояние человека — это быть чудаком».


Афиша и программка спектакля в традициях Маяковки образна и аллегорична: разбитое пенсне  - олицетворение хрупких миражей, которые невозможно склеить, как нельзя вернуть навсегда ушедшее время. Известно, что Антон Павлович Чехов был одним из самых известных любителей пенсне – признание в любви к великому классику начинается уже с афиши спектакля, созданного с огромной любовью не только к автору, но и к каждому человеку со всеми его причудами, сомнениями, контрастами, парадоксами и противоречиями.


Поздравляем всех причастных с премьерой! До конца сезона потрясающие герои «Дяди Вани» оживут на Малой сцене Театра Маяковского 7, 14 июня и 12 июля.


Прекрасный спектакль посетила корреспондент Бурулева Юлия


Автор: Бурулева Юлия. WorldPodium. 

Источник



×
дорогой зритель!
Мы будем очень рады, если вы подпишетесь на наши новости. Обещаем радовать только интересными поводами и не утомлять назойливыми рассылками!
В качестве комплимента дарим промокод на скидку в 10% на первую покупку билетов на нашем сайте!

@PromocodzapodpiscyBot
Мы используем cookie
На сайте осуществляется обработка файлов cookie с использованием метрических программ "Яндекс. Метрика" и "Цифровая культура". Подробнее.
Даю согласие