
За истекших три сезона состоялись 21 премьера и 18 проектов (просветительские программы, книжные и зрительские клубы, лаборатории, перфомансы и аудиоспектакли, экскурсии, лекции, выставки, ток-шоу); 48 сотрудников театра получили государственные награды; 10 профессиональных премий удостоены спектакли театра; количество спектаклей в сезоне возросло с 527 до 636, а гастролей — с 11 до 25 (сравнивались сезоны 21/22 и 24/25 гг.); улучшены условия для зрителей (отремонтированы зрительская зона, кафе «Маяк» и «круглый буфет» в гардеробе, внедрен сервис бронирования столиков, выпущена новая линия сувенирной продукции); улучшены условия труда сотрудников (включая обновление гримерок), приобретено новое оборудование для цехов, заменен лифт, обновлен автопарк, выполнена реконструкция двора театра, осуществлен (впервые за 70 лет) ремонт столярного и слесарного цехов; отремонтированы поворотный круг и Малая сцена, произведена полная замена штанкетных подъемов, ведется разработка проектной документации к новым планам работ внутри и снаружи здания театра.
Как итог количество зрителей увеличилось на 30%, доходы театра выросли на 52%, а з/п в театре — на 19%.
Первое мероприятие сезона посетил в том числе министр Правительства Москвы, руководитель Департамента культуры г. Москвы Алексей Анатольевич Фурсин, который озвучил еще один важный показатель продуктивности театра: Театр Маяковского находится в топе Москвы по посещаемости. Также из рук министра были вручены благодарность Мэра за прошлый сезон актрисе Анне-Анастасии Романовой и награда за многолетнюю плодотворную деятельность на благо Москвы и москвичей сотруднику репертуарной части Светлане Зюбиной (ей было присвоено звание «Почетный работник культуры»).
Также в торжественной обстановке чествовали летних именинников и юбиляров разных цехов театра и вручили серебряные значки «Почетный маяковец» (за 40 лет службы): народным артистам РФ О. Прокофьевой и А. Лобоцкому, заслуженным артистам РФ С. Рубеко, Е. Мольченко и Т. Аугшкап. Отметили заслуги перед театром в том числе тех артистов, которые служат здесь: более 55 лет (Р. Комина, Т. Рогозина), 45 лет (заслуженные артисты РФ Ю. Коренев, Л. Руденко, Ю. Соколов), 35 лет (заслуженный артист РФ И. Марычев — рекордсмен, кстати, театра по количеству актуальных спектаклей), 30 лет (заслуженная артистка РФ А. Ардова; Н. Коренная), 25 лет (И. Евтушенко), 20 лет (заслуженные артисты РФ З. Кайдановская и В. Ленский; О. Ергина). Эта часть мероприятия отлично показала командный дух театра: с чьей-то подачи труппа дружно скандировала имена коллег-юбиляров, когда те выходили к руководству для получения букетов.
Огласили пополнение труппы молодыми артистами, ими стали: Екатерина Круглова (РГИСИ, мастерская Ю. Красовского), Ремезов Никита (ГИТИС, мастерская Ю. Бутусова), Столяров Никита (ВГИК, мастерская В. Грамматикова).
Затем были заявлены планы на ближайшие 1,5 года (какие-то из проектов подразумевают старт репетиций в этом сезоне с премьерами в сезоне следующем).
Основная сцена планирует к показу уже 13 и 14 сентября диораму безумия «Сны моего отца 2.0» по Роману Михайлову в режиссуре Егора Перегудова, здесь заявлены к участию Сергей Рубеко, Сергей Беляев, Иван Выборнов, Денис Шведов (РАМТ), Сергей Удовик, Олег Сапиро, Вячеслав Ковалев, Алина Вакаева, Алена Васина, Дарья Хорошилова, Александра Маховикова, Семён Алёшин, Никита Языков, Ярослав Леонов. Первый релиз этой постановки Е. Перегудов выпустил в 2021 году в РАМТе, новая редакция подразумевает и другие произведения драматурга в канве пьесы, а также новые сценические решения во имя поиска границ реальности со своими логикой, законами и правилами. Игровое пространство объединит сцену и зрительный зал, будет вращаться на 360 градусов и вберет в себя драму, современный танец и перформанс.
Режиссер Денис Хуснияров и артисты театра Михаил Филиппов, Евгения Симонова, Арина Назарова, Наталья Палагушкина, Наталия Филиппова, Анастасия Горелова, Виталий Ленский, Иван Ковалюнас выйдут на сцену 2 и 3 октября с чеховской «Скучной историей», где повесть о враче и его отношениях с семейством развернется в полумистическом пространстве, где смешиваются бессонница и кошмарные сны, реальность и вымысел.
В апреле Егор Перегудов планирует к показу «Каренина. Том второй» по роману Толстого, но начнет повествование не с привычного «всё смешалось в доме Облонских», а с родов Анны, когда — по тексту — писатель как раз-таки глубоко и подробно пишет о семейном несчастии, которое в каждой семье происходит по-своему. Исследование грозит вырасти в самый длительный спектакль театра.
Весной начнутся репетиции «Летучей мыши» по материалу известнейшей оперетты Иоганна Штрауса под руководством Владислава Наставшева. И хотя среди артистов прозвучало шуточное предложение переименовать театр «из Маяковского в Мюзикловского», эта новая история будет про игру в оперный театр.
Евгений Закиров приступает к работе над «Преступлением и наказанием» по Федору Достоевскому. Зрителям театра этот ученик С.В. Женовача уже знаком по «Палате №6» и «Разбойникам».
Сцена на Сретенке планирует к показу летом спектакль для подростков «Типа я» от Саши Золотовицкого (по современному роману Ислама Ханипаева) и — уже следующей осенью — «Грозу» по Островскому от знакомого по лаборатории «Маяковка плюс Бутусовцы» Егора Ковалева, а также «Сезон отравленных плодов» от худрука по тексту Веры Богдановой (перформанс «Шесть персонажей с вопросами к автору» будет доработан до полноценного спектакля, однако в течение этого сезона обещаны открытые репетиции эскиза, включая сцены продолжения романа, написанные для этой постановки Егора Перегудова).
Малая сцена, начиная с октября, заявит о себе с помощью Юрия Коренева, Алины Вакаевой, Натальи Палагушкиной, Олега Сапиро, Анны Лобоцкой, Кирилла Кускова, Станислава Кардашева, Максима Наумова, Ивана Выборнова, Максима Разумца путешествием длиною в жизнь «Ося. Иосиф. Joseph»: автор инсценировки и режиссер Олег Сапиро будет размышлять — через калейдоскоп воспоминаний и фантазий — о судьбе художника, о цене свободы и о силе слова, способного преодолеть время и пространство. Спектакль обещает быть аншлаговым, ибо согласовано только 10 показов.
В декабре этого года режиссер Ирина Васильева, а также артисты Кира Насонова, Максим Наумов, Валерия Куликова, Иван Ковалюнас, Арина Назарова, Максим Разумец покажут детскую постановку «Мир потерянных животных». Заявлен «театр детской скорби» с разлуками самого разного толка…
В рамках проекта «Театр в школе» будет выпущен иммерсивный спектакль Дмитрия Крестьянкина в формате форум-театра «Восьмиклассница» (жанр подразумевает бережное и тактичное прорабатывание болезненной темы домогательств взрослых к детям: будет диалог с аудиторией с поиском оптимальных решений ситуации, когда необходимо получить помощь или не допустить беды).
Вера Камышникова (знакомая зрителям театра по «Фаусту») приступает к «Песчаной учительнице» по киносценарию Андрея Платонова.
Театр Маяковского находится в активной фазе переговоров с режиссёрами Евгением Корнягом (Беларусь), Раджатом Капуром (Индия) и Габриэлем Чамэ Буэндиа (Аргентина).
Также в этом сезоне получат свое развитие проекты литературно-драматических перформансов «Шесть персонажей с вопросами к автору» и литературно-музыкальное кабаре в фойе бельэтажа.
Гастрольные планы театра таковы: в сентябре спектакль «Все мои сыновья» впервые отправится покорять чужую сцену (аж в Хабаровск!), а «Новаторы» примут участие в IX Всероссийском фестивале «Театральное Прихоперье» (Балашов); в октябре «Старший сын» будет представлен зрителям Пермского края, а «Палата №6» — Нижнего Новгорода (в рамках XII Российского театрального фестиваля имени М. Горького); в ноябре «Дикарку» увидит Салехард, а «Старшего сына» — Ижевск; в январе «Все мои сыновья» и «Другая сказка» поедут в Тобольск на фестиваль «Сибирские сезоны»; в апреле «Старший сын» также отправится в Череповец.
В финале встречи артистами были озвучены шуточные номинации, в которых с претензией на трендовость в том числе отметили явные профессиональные (и не очень) таланты сотрудников самых разных цехов (включая осветительный, хозяйственный и административный). Среди победителей: монтировщик Костя, который танцует за кулисами во время спектакля; гример Влада, снявшаяся в музыкальном клипе; и костюмер Татьяна с шедеврами из подбора.
Ольга Владимирская, «Musecube»
Источник