основная сцена: (495) 690-46-58, 690-62-41

сретенка: (499) 678-03-04


28 Октября 2025

Сила света

О спектакле «Скучная история» Московского академического театра имени Вл. Маяковского. Премьера 2 октября 2025




Он и она. Он — профессор медицины, светило науки, чью фамилию знает любой образованный человек. Углублен в себя, свои и научные проблемы, свой почтенный возраст, свои болезни. Она — профессорская жена, вся в заботах о муже и о семье, о финансах и хлебе насущном. Оба они главные герои чеховской «Скучной истории», ожившие на сцене Маяковки. Причем спектакль несколько отличается от литературного первоисточника, прежде всего — настроением. Общим настроем и финалом, который, в отличие от Чехова, наполнен светом и удивительной, щемящей добротой, рождающейся из самых простых и обыденных слов. Но обо всем по порядку.

Итак, Николай Степанович (великолепная актерская работа Михаила Филиппова). Будучи медиком и предчувствуя свою смерть, перебирает в памяти прошлое, соотнося его с настоящим. Он углублен в самоанализ и как бы смотрит на себя со стороны — удивительное умение умных людей, знающих и понимающих жизнь. Понимающих всех, кроме самых близких. Николай Степанович смотрит в глаза приближающейся смерти разочарованно и одиноко. Он постоянно твердит фразу Толстого о том, что человеку нужно лишь три аршина земли, словно заставляя себя примириться с неминуемым концом.


Фотография предоставлена пресс-службой театра. Фотограф Дмитрий Дубинский

Его жена, Варвара Андреевна (прекрасная Евгения Симонова), тоже одинока в своем доме. Она приходит к Николаю Степановичу с заботой, с вопросами о сне и здоровье, а он словно не слышит ее, настолько погружен в собственные думы. И вот она приходит сегодня, завтра, третьего дня — и все с одними и теми же вопросами о бессоннице Николая Степановича, о его здоровье, о несвежем воздухе в спальне, из-за которого возможна бессонница — а он даже не слышит ее, настолько будничными и чуждыми кажутся ее мысли.


Фотография предоставлена пресс-службой театра. Фотограф Дмитрий Дубинский

И вот такой диалог происходит у них изо дня в день. И это превосходно показано в спектакле: он сидит и размышляет, а под утро приходит она и обращается к мужу, но он настолько далек от нее, что даже ее не слышит, хотя и так знает все, что она скажет. Он сидит и размышляет — она приходит с однообразным набором просьб и вопросов — а он продолжает думать о своем. Оба одиноки — и оба не слышат друг друга. Их жизненные траектории не совпадают — это блестяще показано в сценическом движении: он сидит и размышляет, она проходит мимо, потом возвращается, и все со своими одинаковыми заботами, а его волнуют уже новые мысли, и так продолжается бесконечно.


Фотография предоставлена пресс-службой театра. Фотограф Дмитрий Дубинский

Далее режиссер Денис Хуснияров придумывает сюжетный ход: Николай Степанович все-таки умирает, но не по-настоящему: его смерть снится ему в страшном, кошмарном сне. Все сюжетные линии чеховской повести оживают в сценическом кошмаре: от изматывающей поездки в Харьков до известия о тайном венчании дочери Лизы с ненавистным ему человеком. Варвара Андреевна сидит в тяжелом траурном уборе и читает его предсмертные записки под эксцентричную музыку и кривляющихся в танце гостей.


Фотография предоставлена пресс-службой театра. Фотограф Дмитрий Дубинский

Тут необходимо сказать пару слов о музыке. Режиссер использует музыкальное сопровождение как особый художественный язык, постоянно сопровождающий зрителя. Музыка звучит в спектакле, не переставая, и это очень украшает постановку. Музыкальный язык звучит негромко и ученически в первом акте, опасаясь перекричать героев; вырывается на волю в адской вакханалии после смерти профессора и снова возвращается в спокойную, светлую мелодию в финале. И этот финал, придуманный Денисом Хуснияровым и гениально сыгранный большими актерами, стоит отдельного упоминания.


Фотография предоставлена пресс-службой театра. Фотограф Дмитрий Дубинский

В финале все обращается в сон. Николай Степанович просыпается и ужасается всему, что ему приснилось. Он уже тем счастлив, что жив, что дочка не обвенчана тайно, что не нужно ехать в Харьков, а главное — что жизнь улыбается ему на прощание. И эта простое существование, где жена одета не в пугающе черное траурное платье, а в старенький серенький халатик, придает ему силы, и словно открывается второе дыхание. Николай Степанович понимает, даже чувствует, как проста и прекрасна жизнь, как она добра и безопасна, пока у него есть семья, пока его любят. В финале происходит вроде бы ничего не значащий диалог, но в самых простых словах, которые мы говорим друг другу практически ежедневно, заключено столько сердечного тепла, столько чуткости, столько света и проснувшейся радости жизни!..


Фотография предоставлена пресс-службой театра. Фотограф Дмитрий Дубинский

Денис Хуснияров поставил очень добрый и мудрый спектакль, а большие актеры вдохнули в него свет силой своего таланта. Спектакль сделан с большим вкусом и безупречной сценографией, полной сдержанной прелести (художник Семен Пастух). Он о победе жизни над смертью. О чуткости, о любви, которая не выдыхается со временем, но становится обычным состоянием, частью жизни, крепкой опорой во всем, что бы ни случилось. И постоянный рефрен про три аршина земли превращается под конец в высокую чеховскую фразу о всем земном шаре, который необходим каждому из нас.


Мария Московская, «Московская беседка».

Источник


×
дорогой зритель!
Мы будем очень рады, если вы подпишетесь на наши новости. Обещаем радовать только интересными поводами и не утомлять назойливыми рассылками!
В качестве комплимента дарим промокод на скидку в 10% на первую покупку билетов на нашем сайте!

@PromocodzapodpiscyBot
Мы используем cookie
На сайте осуществляется обработка файлов cookie с использованием метрических программ "Яндекс. Метрика" и "Цифровая культура". Подробнее.
Даю согласие