6 Октября 2025
«Скучная история». Режиссер Денис Хуснияров. Театр Маяковского

«Скучная история». Режиссер Денис Хуснияров. Театр Маяковского.
Томас Манн назвал повесть Чехова «совершенно необыкновенной, чарующей вещью. Во всей литературе не сыскать ничего похожего на нее. Эта история, именующая себя «скучной», на самом деле удивительна своим глубочайшим проникновением в психологию старости, тем более что она вложена в уста старика молодым человеком, которому не было еще и тридцати лет».
Денис Хуснияров придумал для спектакля жанр «бессонница». Его герой, старый профессор медицины Николай Степанович, оказывается в зыбком состоянии, где границы реальности стираются, а сознание заполняют мучительные мысли о тщете прожитой жизни и о неизбежности скорой смерти. В этом непрерывном внутреннем монологе правда переплетается с вымыслом, как это обычно происходит в полусонном состоянии.
У Чехова в «Скучной истории» по сути нет героини - жена Николая Степановича является лишь «персонажем» его дневниковых записей. Денис Хуснияров же делает новые акценты и выводит ее на сцену не менее важным, полноценным героем. Словно не слыша настроение супруга, она рассуждает о ценах на продукты, о новой шубке для дочери, финансовой помощи сыну – обо всем, что вызывает у нее беспокойство. А у мужа именно эта ее мелочность вызывает раздражение.
На сцене все подчинено этому состоянию неудовлетворенности героя своей теперешней жизнью. Весь мир для него потерял краски: окружающее пространство тонет в сером цвете, домочадцы предстают в серых одеждах, а каждый новый день повторяет предыдущий – те же вопросы, разговоры, действия.
Каждое утро жена появляется в глубине комнат словно тень. Кажется, что старость разобщила этих людей. «Неужели эта неуклюжая женщина была когда-то тоненькой Варею, которую я полюбил?» Евгения Симонова играет в первом действии зажатую, неуверенную в себе женщину, которая постоянно поправляет халат, расправляет складки на одежде, заботливо смахивает щеткой пыль с костюма мужа. Боится заговорить с ним о здоровье...
Во втором действии все преображается. Скучная повседневность растворяется в фантасмагории сна. Серые стены сменяют старые мерцающие зеркала. Взрослые дети предстают нелепыми, в рыжих, как у клоунов, париках, а на воспитаннице и, пожалуй, единственном близком человеке Николая Степановича - Кате - ослепительно красное платье. Ему как будто снится, что он умер, а жена читает его дневник. И Евгения Симонова тут уже совершенно иная. Исчезла дерганность, неуверенность, непокой рук. Вместо халата на ней черное траурное платье: появилась дама с чувством собственного достоинства.
Роль Николая Степановича исполняет Михаил Филиппов (сейчас артист Малого театра). Мне кажется, что играть человека отчужденного сложнее, чем персонажа активного, вовлечённого в события. Единственной вспышкой возмущения в тотальном безразличии была реакция на слова жены, подозревающей его связь Катей...
Как написал Чехов Суворину: «Если вам подают кофе, то не старайтесь искать в нем пива». Так и в «Скучной истории» не стоит искать драйва и движухи. Это тихий спектакль о уходящем времени, о старческом недовольстве и раздражении к некогда любимым людям, о тоскливых однообразных буднях, в которых уже ничто не радует. А еще «Скучная история» – это счастье видеть на сцене больших артистов.
Маргарита Христенко, «Суета вокруг театра»
Источник