Народная артистка России рассказала о своём земном счастье, длившемся более полувека, и объяснила, почему не собирается менять лицо
6 октября, в субботу, актриса Светлана Немоляева выйдет на сцену рижского театра «Дайлес» в спектакле Островского, поставленном Миндаугасом Карбаускисом в знаменитой Маяковке. Накануне гастролей фестиваля «Золотая маска» «Суббота» встретилась с актрисой и поговорила о жизни.
Олечка в жутких розочках
Удивительно, но хрупкая Светлана Владимировна в свои 75 с лишним очень мало изменилась с того времени, когда сыграла наивную, «в жутких розочках» Олечку Рыжову в фильме «Служебный роман». После показа этого кинофильма Немоляева проснулась знаменитой.
— Светлана Владимировна, сколько вы всего сыграли, но все равно ассоциируетесь с рязановской Олей из «Служебного романа» и женой Гуськова из «Гаража». Эльдар Александрович пробовал вас на главную роль и для «Гусарской баллады». Почему не взял?
— Для Шурочки Азаровой я была слишком уж девочкой, перевоплотиться в мальчика-корнета не могла. (Эльдар Рязанов о пробах Немоляевой на роль девушки-кавалергарда: «Светлане было 22 года, она только что вышла замуж за Александра Лазарева. Пробы она прошла хорошо. Но Света была пышечкой. А гусары не должны были по сюжету понять, что перед ними женщина. Там же... невооруженным глазом было видно, что не мальчик это...» — Л. В.)
— Рязанов хотел пригласить вас на главную роль в «Иронию судьбы», но потом передумал. Не обижаетесь на мастера?
— Что вы! Эльдару Александровичу я очень-очень благодарна, с его легкой руки меня узнали и полюбили сразу 150 миллионов зрителей. Помню, как только дали сценарий «Служебного романа», я мужа спрашиваю: «Скажи, Саша, а вот если бы тебя пригласили сниматься в замечательной картине у дивного режиссера, ты поверил бы такому счастью?» В то время у меня было много неудач, а со «Служебным романом» сразу все получилось. И пошло, и поехало...(Мало кто знает, что во время съемок Светланой Немоляевой был совершенно очарован «циничный гад и приспособленец» Олег Басилашвили. Однако романа в жизни у актеров так и не возникло. — Л. В.)
«Римейки на известные киноленты — это позор»
— Как вы относитесь к римейкам «Служебного романа», «Иронии судьбы» и сразу двум «Кавказским пленницам»?
— Крайне отрицательно! Зачем курочить прекрасные, востребованные, знаковые картины, которые понятны сегодняшнему зрителю? Молодежь смотрит эти старые ленты, и нет сомнений, что, например, «Служебный роман» Рязанова сегодня так же актуален, как и в советские времена. Миллионы зрителей знают эти картины наизусть — тексты героев давно разобраны на цитаты и стали крылатыми.Заниматься переделыванием чей-то киноудачи — дело в общем-то бесперспективное.
Посмотрите — не сделано ни одного по-настоящему удачного римейка. На мой взгляд, все эти попытки поразительно неудачны. Ну нельзя перелицевать шедевры кино, это примерно как переписать ноты Моцарта.
Другое дело римейк на базе напрочь забытых кинолент. Это имеет право на жизнь. Тут уже можно попытаться восстановить фабулу в каком-то новом современном прочтении, пофантазировать. В подобном фильме я и сама снялась бы охотно.(Эльдар Рязанов утверждает, что не собирается смотреть фильм «Служебный роман. Наше время». «Меня приглашали. — признался он. — Но я к этому не имею никакого отношения, мне это неинтересно».К слову, перевод советской социальной драмы на постсоветские рельсы обошелся в два миллиона долларов. Римейк вышел в 900 копиях, которые, по расчетам продюсеров, позволят получить от проекта немалую прибыль. — Л. В.)
«Наш роман начался в Риге»
В прошлом году Светлана Владимировна потеряла любимого супруга — знаменитого актера Александра Лазарева, с которым душа в душу прожила более 50 лет. Мало кто знает, что обвенчалась эта известная пара через 49 лет после записи в московском загсе.После смерти мужа актриса носит обручальное кольцо все так же на правой руке и говорит о любимом человеке только в настоящем времени — так, словно он по-прежнему рядом с ней.
А познакомились будущие супруги в родном Театре имени Маяковского: так случилось, что Немоляева и Лазарев пришли в театр в один день и вместе подписывали договор в отделе кадров. Александр, который уже тогда пользовался сумасшедшим успехом у женщин, обратил внимание на пухленькую (а тогда это было именно так) блондинку Светлану Немоляеву.
— Светлана Владимировна, простите за любопытство, вы носите обручальное кольцо, которое было подарено мужем еще в марте 1960 года?
— Нет, когда мы поженились, обручальных колец не было. Мы купили их позже, года через четыре, — самые простые, стоимостью 18 советских рублей.
Обязательно напишите, что мы с Сашей очень любим Ригу, где во время гастролей 1959 года начался наш роман. Мы жили в гостинице «Рига», где в буфете пили чудный кофе со сливками, налитыми в специальные молочнички. Саша ездил со мной на юрмальский пляж... Вскоре после Риги мы поженились. Мне тогда было 22 года, Саше — на полгода меньше. Поэтому Рига, конечно, для меня незабываемое место, город любви.
— В спектакле «Таланты и поклонники», который скоро увидит Рига, вы играете маму юной героини, которая мечется между союзом с «миллионщиком» и бедным студентом. Что вы как бабушка любимой внучки посоветовали бы ей в подобной ситуации: брак по расчету или брак по любви?
— Моя внучка выйдет замуж по любви, уверена. Конечно, сегодня очень много девочек, со школы нацеленных выйти замуж за богатого, чтобы устроить свою жизнь. Меркантильность не преступление. Но есть и другие — романтичные, мечтающие о настоящей единственной любви. Вторые мне ближе и понятнее. Неважно, в какое время ты родился и в какое ты живешь, любовь — это любовь.
— Верите ли вы в то, что браки, совершенные по расчету, бывают по-настоящему счастливыми?
— Не знаю. Я вышла замуж за нищего актера, который жил в общежитии и получал копейки. Мы с Сашей не думали о деньгах, мы хотели быть вместе. И свадьбы как таковой у нас не было. Но нам вместе никогда не было скучно и никогда, даже если ссорились, не хотелось расстаться.Каждый из нас больше переживал за другого, чем за себя. Когда, например, меня вычеркнули из списка номинантов на Госпремию за «Служебный роман», это больше расстроило мужа, чем меня. Мы оба любили театр, и своего сына, и его жену Алиночку, и внучку. И это наше — обычное земное трудное счастье — продлилось 52 года. И я все отдала бы, только бы это все вернуть. Но — невозможно...
«Менять лицо не собираюсь»
— Несмотря на годы и обрушившееся горе, вы все такая же стройная, миловидная, улыбчивая. Как вам удается последние 35 лет неизменно оставаться «женщиной чуть за сорок» — элегантной, модной?
— Если бы это слышали мои дети, они точно прыснули бы со смеху — они каждый день видят меня дома таакой негламурной, что невестка иногда меня спрашивает: «Светлана Владимировна, вы сейчас оденетесь как артистка или как бог знает кто?»Открою секрет: в быту, в своей частной жизни, на даче и дома я живу так, как мне удобно, и ношу то, в чем мне комфортно. Но в общественном месте всегда появлюсь в полном порядке: просто не имею права быть иной. Мне вообще неприятно, когда актеры и вообще известные люди показываются на публике неглиже или в расхристанном виде. Считаю, что это неуважение к людям, которым ты служишь.
— Вы следите за модными тенденциями в одежде, косметике, обуви?
— Я человек вне моды — с юности ношу только то, что мне идет. Убеждена, что по-настоящему элегантными бывают только те женщины, которые обрели свой стиль.
— Светлана Владимировна, говорят, вы игнорируете пластических хирургов?
— К пластике лица отношусь с большой опаской. Ведь зрители, ради которых живу и дышу, привыкли к моему лицу. Поэтому не планирую менять выражение своего лица на чужеродное, как это происходит сплошь и рядом после пластики. Некоторых актрис вообще не узнать. Не хочу терять индивидуальность. Пусть даже с морщинками у глаз, но я все та же.
С природой играть — шутки плохи. Конечно, какие-то косметические массажи, кремы, маски и прочие женские хитрости применяю постоянно и даже с утроенной силой. Но кардинально менять свое лицо на новое точно не буду. Родные морщинки лучше безымянной маски юности.