23 Января 2012
«Таланты и поклонники»: на круги своя
Ирина Пегова «расплатилась» за популярность.
Дебюта Миндаугаса Карбаускиса в «Маяковке» критики ждали с большим нетерпением. Во-первых, от знаменитого литовца давно ничего не было слышно. Во-вторых, этой постановкой должно было быть положено начало нового, вновь популярного Театра Маяковского. Кажется, ожидания оправдались. Спектакль по пьесе Александра Островского «
Таланты и поклонники» получился пронзительно злободневным и вызывающе красивым.
С первой минуты действия зрителя гипнотизирует некий театральный круг, который приводят в движения герои Островского. Художник Сергей Бархин замкнул на нем все действие. В первом акте героиня Ирины Пеговой Саша Негина (единственная приглашенная звезда и муза Карбаускиса), прилагая видимые усилия, пытается остановить бег по на катанной. Она мечтает о славе и сцене, но живет в убогой квартире, мыкается с деньгами и маменькой, вечно бормочущей и суетливой «совсем просто женщиной» (ее блистательно играет Светлана Немоляева), пытается увернуться от назойливых богачей, жаждущих заполучить ее в качестве содержанки. Во втором акте ее кружат новые перспективы — Негина выбирает самого обходительного владельца заводов-пароходов Великатова (Михаил Филиппов) и уезжает царствовать в его театре. И вот здесь сцена вертится свободно, а новоиспеченная театральная прима трогательно шевелит подол ситцевого платья, давая понять, что уезжает она легко, «с ветерком».
История про театральное закулисье стара, как мир, но Карбаускису и его команде удалось преподнести ее так, будто о «жестоких играх» между актерами-режиссерами-зрителями никто и не догадывался. Ровно так же, как не знал никто о революции, свершившейся непосредственно в «Маяковке». Главные роли, кстати, худрук отдал неформальным лидерам нового театра. Помимо Филиппова и Немоляевой, Пегова делит сцену с Игорем Костолевским (он играет похотливого князя Дулебова), Даниилом Спиваковским (брошенный жених, ратующий за честность и просвещенные нравы), Анной Ардовой (циничная соперница Негиной), Ефимом Байковским (ласковый и сентиментальный старик-помреж Нароков), Расми Джабраиловым (пафосный трагик-пьяница). Актеры старой закалки испытывает свою собственную «минуту славы», кто комедийный дар продемонстрирует, кто растрогает до слез, а кто неожиданно сумеет обойтись без фирменных штампов. Все они без конца ссорятся, мирятся, травят друг друга, говорят и думают непристойности, живут пошлостями, являя собой наглядный пример «искусства как оно есть».
Сквозным персонажем является некто «человек, служащий в театре» (Максим Глебов) — он исполняет сразу с десяток ролей- то служанкой нарядится, то кучером, а то и начальником поезда. Его остроумные появления на сцене мимолетны, но значительны — он предвосхищает главный вывод: пышные бенефисы и кучерявые разговоры меркнут на фоне рутины и пошлой театральщины, ежедневной необходимости рядиться не в свою одежду.
В этом спектакле множество актерских находок, но отдельных слов стоит игра Ирины Пеговой. Типично русская внешность актрисы — еще один сознательный «перевертыш» от Карбаускиса, перед нами не сильная и красивая личность, а скорее молодая прагматичная крестьянка с запросами. Что касается нутра героини — то Негина Пеговой, конечно, не лишена таланта, но интеллигентности и харизмы ей явно не хватает. Точь в точь, как многим сегодняшним примам. Финальный ее жест — она дарит брошенному ею Мелузову значительную часть своей толстой косы, а когда он двусмысленно спрашивает «Саша, это все?», яростно бросается на чемодан, согнувшись в позе жертвы под топором палача. «Режь, сколько захочешь»
«Таланты и поклонники» — качественная и стильная постановка, в который раз заставляющая отметить зрелость самого режиссера и его мрачных взглядах на наше будущее. Он сделал ставку на узнаваемость судеб, диалогов и реплик. И два века назад, и сегодня театр — это вечные подмостки. Иногда они стоят размеренной жизни, но никогда — нас самих.
Наталья Витвицкая,
Vashdosug.ru