Пресса
25 Мая 2022

В Театре Маяковского - первая премьера после прихода нового худрука

Театр Маяковского выпустил первую премьеру при новом художественном руководителе Егоре Перегудове - "Счастливые дни несчастливого человека". Но есть у спектакля и еще один важный акцент: в год столетия "Маяковки" постановка Юрия Иоффе возвращает на эту сцену пьесу Алексея Арбузова - драматурга, имя которого так тесно связано с историей театра. "Таня" была написана им специально для примы Марии Бабановой. За право первыми поставить его "Иркутскую историю" маяковцам пришлось буквально биться с вахтанговцами…


"У нас действительно большая и интересная история отношений с Арбузовым, - сразу сгустил интригу режиссер. - Но в данном случае речь идет о самой странной и загадочной его пьесе".

В истории "Счастливых дней несчастливого человека" действительно хватает тайн. Юрий Иоффе напоминает: ставили эту пьесу всего дважды. Но зато - Анатолий Эфрос в Москве, Георгий Товстоногов в Ленинграде. Потом название надолго исчезло с афиш, сам текст считался утерянным.


"Скажу честно, - объясняет режиссер. - Мы этих двух спектаклей не видели, как не видели их и многие поколения зрителей. Но мне кажется, что и Эфрос, и Товстоногов с этим героем в 60-е вынырнули, оглянулись и повернули обратно - не время! Крестовников у Арбузова – совершенно несоветский герой, он опередил время. Надеюсь, что мы вынырнули там, где нужно".


Итак, главный герой спектакля - ученый Юрий Крестовников (Евгений Матвеев) доживает свои последние часы. О чем он думает на смертном одре? О счастье. Было ли оно в его жизни? Воспоминания возвращают героя к двум дням, которые ему казались самыми счастливыми. Выбор, прямо скажем, парадоксальный.

О первом его преподаватель профессор Берг (Евгений Парамонов) сказал в сердцах: "Какой грустный, грустный, грустный день!". Он же поставил своему 24-летнему ученику безошибочный диагноз - "болен недоверием". От недоверия Крестовникову везде мерещится предательство - он упреждает все возможные удары… безоглядным бегством. Летним днем 1938-го он уехал в неизвестном направлении, оставив пару резких строк в записке.


"Предательница" мать после ухода отца из семьи начала робко строить свою личную жизнь. "Предатель" профессор взял на практику не Юру, а его лучшего друга… Крестовников не узнает никогда, что мама ничего тогда для себя еще не решила. И что преподаватель выбил в институте места не для одного, а для двух практикантов, а лучший друг действительно был верным другом. В тот день была еще и юная Ариша (Арина Назарова) - она призналась ему в любви. Может ее искреннее чувство и сделало тот день счастливым? Но ведь и ей Крестовников побоялся довериться и сбежал.


Евгений Матвеев играет человека глубоко ранимого, но привыкшего имитировать безразличие: лицо невозмутимо, речь холодна. Его Крестовников оживает во втором акте - это день второй. Ему уже за 40. На неуютном балтийском берегу он встречает Настеньку (Юлия Марычева) - рыженькую, взбалмошную, наивную дочь клоуна Мишеля Филиппова (Игорь Марычев). Он попытался взглянуть на мир ее глазами - и удалось: оказалось, у него очаровательная улыбка, он умеет шутить и даже ходить на руках! Но счастье, подошедшее так близко, пугает - Крестовников снова рвет все и без единого слова срывается с места. Бежит от личного счастья, бежит из института и от своих студентов - даже в научных спорах ему видится какой-то подвох.


В истории этой пьесы хватает тайн - ее ставили великие режиссеры, но однажды название исчезло с афиш, а сам текст долго считался утерянным

Может ли быть счастливым тот, кто выстроил вокруг себя неприступную крепость, кто боится любого намека на то, что могло бы разочаровать, причинить боль?


А если все наоборот, если этот страх Крестовникова, человека в сущности положительного, оттого, что он просто эгоист, прощающий себе любую низость? Боится ножа в спину и предает друга. Не прощает мать, вдруг она бросит его ради кого-то другого? И смотрит безучастно, когда другая женщина оставляет сына ради него самого…


Сценография проста - в спектакле никаких масштабных декораций. Несколько живописных полотен сменяют друг друга по ходу действия. Но это как раз по Арбузову: он ратовал за "простодушный театр", в котором главное, когда со сцены говорят о человеке.


"Пьесы тех лет совершенно особенные, - рассуждает артист Евгений Парамонов. – В них много размышлений, пауз. Мы ведь от этого отвыкли. Зрители хотят чего-нибудь попроще, повеселее и с хеппи-эндом. Но мы очень старались, чтобы пьеса от нас не ушла. Надеемся, что в зале, как говорил Марк Захаров, возникнет "конфликт тишины". В непростые времена тишины очень хочется".


КстатиЕгор Перегудов сменил Миндаугаса Карбаускиса на посту худрука Театра Маяковского. Вот что режиссер сказал об этой перемене в жизни: "Я, честно говоря, планировал ближайшие три года по-другому. Но жизнь интереснее, чем мы себе представляем. Для меня это предложение, от которого отказываться нельзя. И сейчас главная задача - понять и прочувствовать театр. Годы, когда здесь работал Миндаугас Карбаускис, кажутся мне очень важными. Отсматриваю спектакли и понимаю, какая серьезная работа была проделана. У труппы есть большие разнообразные роли в очень серьезном драматическом репертуаре. Мало где в Москве сейчас есть такое".


Оригинал статьи


×
дорогой зритель!
Мы будем очень рады, если вы подпишетесь на наши новости. Обещаем радовать только интересными поводами и не утомлять назойливыми рассылками!
В качестве комплимента дарим промокод на скидку в 10% на первую покупку билетов на нашем сайте!

@PromocodzapodpiscyBot