Евгений Павлович Леонов

Евгений Павлович Леонов

Народный артист СССР

(2 сентября 1926 – 29 января 1994)

Артист 

В Театре им. Вл. Маяковского работал с 1968 по 1972 г.

В 1941 году поступил в Авиационный техникум им. Серго Орджоникидзе. Учась на третьем курсе техникума поступил на драматическое отделение Московской экспериментальной театральной студии, которой руководил Ростислав Захаров, известный балетмейстер Большого театра. Каждый день он пропадал в студии с 8 утра до часу ночи. Большое влияние на него оказал Андрей Александрович Гончаров, который, вернувшись с фронта, стал вести их курс. В 1947 году окончил студию и был принят в Московский театр Дзержинского района. С 1948 года выступал на сцене Театра им. К. С. Станиславского.
С 1968 года он играл на сцене Театра им. Вл. Маяковского. Здесь он создал яркие образы  Ванюшина в «Детях Ванюшина», Нарокова в «Талантах и поклонника», Санчо Панса в «Человеке из Ламанчи».
С 1974 года — актёр Театра имени Ленинского комсомола.

В кино актёр снимался с 1947 года. Добродушный внешний вид, улыбчивость и жизнерадостность наряду с ярким комедийным дарованием, обеспечили Леонову широкое признание с самых первых, ещё небольших ролей в театре (сыграл в том числе Лариосика в спектакле «Дни Турбиных») и кино. 

Особой любовью многих поколений зрителей пользовалась его работа по озвучиванию анимационных фильмов, прежде всего роли Винни-Пуха в серии мультипликационных лент 1969-1972 годов. Даже когда актёр играл не таких уж положительных персонажей, которые не были лишены трусости или склонности к мошенничеству и авантюризму («Дело Румянцева», 1956; «Полосатый рейс», 1961; «Гори, гори, моя звезда», 1970; «Совсем пропащий», 1973), его персонажи вызывали симпатию зрителей.
Незаурядный драматический талант актёра раскрылся впервые в роли казака Якова Шибалка в картине «Донская повесть» (1964). В 1960-е годы Леонов поразил мастерским и точно выдержанным по стилю исполнением роли царя-тирана Креонта в спектакле «Антигона», поставленном Б. А. Львовым-Анохиным. Привычные комедийные характеры Леонова наполняются трагикомическими красками, как в фильмах «Тридцать три» (1966), «Зигзаг удачи» (1969), «Карусель» (1970, телефильм, выход в кинопрокат 1977), «Женитьба» (1977), «Отпуск в сентябре» (1979, выпуск 1987).
Некоторые неоднозначные роли Леонова создаются с учётом ожиданий публики, но всё же вопреки им — как в фильмах «Афоня» (1975), «Осенний марафон» (1979, Государственная премия РСФСР, 1981), «Слёзы капали» (1982) и «Кин-дза-дза» (1986) Георгия Данелии, для которого актёр был своеобразным талисманом в течение почти двадцати лет. В свою очередь Марк Захаров, создавший вместе с Леоновым несколько неожиданных ролей в театре, предлагал ему в своих лентах играть на контрасте внешнего благодушия и внутренней ущербности («Обыкновенное чудо», 1978; «Дом, который построил Свифт», 1983; «Убить Дракона», 1988).

Трагикомизм образов Леонова в картине «Легенда о Тиле» (1977), телефильмах «Старший сын» (1975) и «О бедном гусаре замолвите слово» (1980) приобретает, по сути, подлинно драматическое и даже трагичное измерение. Вообще лишены комизма роли в лентах «Белорусский вокзал» (1971), «Премия» (1975, Государственная премия СССР, 1976), телефильме «И это всё о нем» (1978, премия Ленинского комсомола). В последние годы в театре Леонов создает серьёзные психологические работы (но не исключающие острохарактерных и трагикомических обертонов) в спектаклях Марка Захарова «Иванов», «Оптимистическая трагедия», «Поминальная молитва». В последнем из них роль Тевье, которую актёр продолжал играть даже после перенесённой операции на сердце, стала своеобразным завещанием мастера, призывавшего любить жизнь несмотря ни на что.
В 1982 году был избран общественным директором Центрального Дома актера имени А. А. Яблочкиной.

Заслуженный артист РСФСР (9.05.1959).
Народный артист РСФСР (1972).
Народный артист СССР (24.01.1978).
Орден Ленина (1986).
Орден «Знак Почета» (1967).
Государственная премия СССР (1976) – за исполнение роли Василия Трифоновича Потапова в фильме «Премия» (1974).
Премия Ленинского комсомола (1978) – за исполнение роли Прохорова в фильме «И это всё о нём».
Государственная премия РСФСР имени братьев Васильевых (1981), – за исполнение роли Василия Игнатьевича Харитонова в фильме «Осенний марафон» (1979). 
Лауреат Государственной премии России (1992, за спектакль «Поминальная молитва»).
Приз «Серебряный павлин» на 3-м Международном кинофестивале в Нью-Дели, Индия (1965, фильм «Донская повесть»).
Вторая премия II-го Всесоюзного кинофестиваля «За лучшую роль» в фильме «Донская повесть» (Киев, 1966 год).
Приз Союза журналистов лучшему исполнителю мужской роли (1979, фильм «Осенний марафон»).
Приз за лучшую мужскую роль на международном кинофестивале в Сан-Себастьяне (1979, фильм «Осенний марафон»).
Премия итальянских журналистов за лучшую мужскую роль на Венецианском кинофестивале (1979, фильм «Осенний марафон»).
КФ в Сочи «Кинотавр» (1994, Приз «За вклад в развитие русского актёрского искусства», посмертно).

В истории отечественного искусства Евгению Леонову принадлежит особое место. Он воплотил в себе лучшие черты русского психологического театра и всей своей сценической жизнью утверждал авторитет такого театра. Можно сказать, это был человек одной художественной веры. Редкий артистический дар и редкая душевная щедрость, постоянство нравственной позиции и вера в то, что именно реализм – самая большая сила в искусстве, определяет феномен Леонова. Он пришёл в искусство вовремя. Середина 50-х гг. была отмечена сближением искусства с жизнью, вниманием к человеку из толпы.  

Нинель Исмаилова









роли в спектаклях

фотоальбом упоминание в прессе