Андрей Михайлович Лобанов

Андрей Михайлович Лобанов

Народный артист РСФСР

(28 июля (10 августа) 1900 – 18 февраля 1959)

Режиссёр, педагог, театральный деятель.

В 1918 году поступил на юридическое отделение факультета общественных наук Московского университета. Осенью 1919 года поступил в студию артиста Художественного театра А.А. Гейрота, в 1920 году, оставив университет, перешёл в Шаляпинскую студию. В 1921 году поступил в школу 2-й Студии Художественного театра, разочаровавшись в деятельности студии, пытался создать студию на Остоженке, однако через два года ушел к Ю.А. Завадскому.
В 1924-1925 годах – актёр театра В.Ф. Комиссаржевской.
В 1931-1937 годах – режиссёр театра-студии под руководством Рубена Симонова, затем художественный руководитель Московского театра для детей. Ставил спектакли в Театре Революции, Театре Сатиры, фронтовых театрах (1942-1943) и Московском театре миниатюр.
В 1941–1942 гг. руководил Театром политического обозрения.
В 1945-1956 годах – главный режиссёр Театра имени М.Н. Ермоловой.
Преподавал в ГИТИСе с 1933 года, профессор (с 1948 года).
Награждён Сталинской премией второй степени (1946) – за постановку спектакля «Старые друзья» Л. А. Малюгина, и Орденом Трудового Красного Знамени.
Заслуженный деятель искусств РСФСР (17.09.1945).
Народный артист РСФСР (5.11.1947).

Его ученики и во многом последователи Г. Товстоногов и А. Гончаров многократно повторяли, что, хотя поставленные им спектакли, как правило, благодарно принимались зрителями, вызывали восторженные похвалы самостоятельно мыслящих критиков, всё же огромное значение его творчества осталось недооценённым. О том же писали после смерти Лобанова многие совестливые режиссёры, драматурги, актёры. И всё же нельзя сказать, что с течением времени справедливость восторжествовала. Помешала тому, в частности, быстротечность театрального искусства. Необыкновенность совершённого Лобановым, выделяющая его из ряда выдающихся деятелей второго поколения русской режиссуры, не могла быть по достоинству воспринята теми, кто уже опоздал видеть его спектакли, а только покорялся лобановским в искусстве на спектаклях его последователей. При жизни же Лобанова слишком много препятствовало пониманию того ныне неоспоримого факта, что его открытия возникли не на «обочине» развития театра, а на самой что ни на есть его центральной магистрали. В Театре Революции Лобанов начал репетировать пьесу А. Арбузова «Таня» в 1938 году, уже обретя репутацию смелого и талантливого режиссёра, но ещё не окончательно определив свою особую художественную позицию.
Пьеса молодого драматурга А. Арбузова «Таня», очевидно, заинтересовала возможностью опробовать, как на современной почве можно так же взращивать поэтическую правду, как прежде это удавалось режиссёру, привлекая классику. Не раз Лобанов повторял в последствии, что ее надо ставить, как современную пьесу, а современную пьесу, как классику.  
В спектакле «Таня» Лобановым на первый план выдвигалась человеческая личность как наивысшая ценность, достойная сосредоточенного зрительского внимания, и в этом таился вызов официальной доктрине с её фетишизацией значения коллектива.   

В. Блок

роли в спектаклях

фотоальбом упоминание в прессе