Сергей Леонидович Морской

Сергей Леонидович Морской

Заслуженный артист РСФСР

(2 августа 1896 – 1988)
Артист, режиссёр

Заслуженный артист РСФСР (1954).

В Театре Революции – Театре Драмы – Театре им. Вл. Маяковского работал с 1941 по 1973 г.
В 1917 г., после окончания вяземской гимназии поступил на физико-математический факультет Московского университета. Будучи студентом, увлёкся театральной жизнью Москвы, брал уроки сценического искусства у артистки МХАТа С.В. Халютиной и учился пению у знаменитого хормейстера М.Е. Пятницкого.

Осенью 1918 г. вернулся в Вязьму и поступил на военную службу в Коллегию по делам пленных и беженцев. Совместно с единомышленниками создал в городе общедоступный народный театр и при нём организовал трёхмесячные курсы сценического искусства. Весной 1920 г. А.В. Луначарский просил командировать нескольких артистов, в том числе и С.Л. Морского, в Москву для просмотра в Московский художественный театр, после которого В.И. Немирович-Данченко пригласил их на учёбу в школу при МХАТе.

В 1922 г., после демобилизации С.Л. Морской поступил в Четвёртую студию МХАТа. В 1931 г. он начал работать в Московском драматическом театре им. Ленсовета, где создал ряд сильных и точных в деталях сценических образов, одновременно занимаясь режиссёрской работой. С 1942 г. после вызванной Великой Отечественной войной реорганизации театральной сети перешёл в Московский драматический театр им. В.В. Маяковского, где кроме актёрской и режиссёрской деятельности, занимал должность управляющего труппой.

Сергей Леонидович Морской был человек деловой и точный. В театре такие люди – клад. Он успевал играть, быть заведующим труппой, следить за порядком в театре и принимать участие в качестве второго режиссёра. 
Как актера Морского можно было охарактеризовать как резчика по дереву, настолько рельефна была всегда его манера, его речь, движения и мимика. Энергия не давала ему быть расплывчатым, бесформенным. Все в роли выписано, прочерчено, даже избыточно резко прочерчено. Умело схваченные национальные черты роли делали его, скажем, в роли полкового священника а «Мамаше Кураж» настоящим немцем, французом Дюсьером в «Давным-давно» и де де Монлюкаром в «Лестнице славы». Но и характерные русские типы ему давались хорошо. Например, Посаженный отец в «Клопе» или Дононов в «Сонете Петрарки». Удачей его был Степан Петрович в «Ленушке» – обитатель лесов, таинственный леоновский характер председателя колхоза. Заметные роли: Звездочёт в «Ферхаде и Ширин», Брукнер в «Молодой гвардии», Полоний в «Гамлете».  

Нина Велехова



роли в спектаклях

фотоальбом упоминание в прессе