Вадим Федорович Рындин

Вадим Федорович Рындин

Народный художник СССР

(2 (15) января 1902 – 9 апреля 1974)

Советский театральный художник

В Театре Драмы с 1944 по 1947 г. работал главным художником.

Заслуженный деятель искусств РСФСР (1947).
Народный художник РСФСР (16.03.1959).
Народный художник СССР (1962).
Действительный член Академии художеств (1964). 

Учиться живописи он начал в воронежских ГСХМ (1918). Там же, в Воронеже, впервые встретился с профессией художника сцены, работая помощником декоратора. В 1922 году перешёл в московский ВХУТЕМАС. В Москве 1920-х годов нашёл родной по духу круг художников – группу «Маковец» (среди них были и его воронежские учителя – С.М. Романович, Н.Н. Максимов). Член объединений «Четыре искусства», ОМХ, АХРР. 

Главный художник Камерного театра (1931 – 1934), Театра имени Е. Б. Вахтангова (1935 – 1944; 1947 – 1958), Московского театра драмы (1944 – 1947), Большого театра (с 1953 года).
С 1965 по 1974 год профессор в МГАХИ имени В. И. Сурикова.

Лауреат Сталинской премии второй степени (1950) – за оформление спектакля «Заговор обречённых» Н. Е. Вирты в МАДТ имени Е. Б. Вахтангова

В. Ф. Рындин известен главным образом как художник театра. Его романтическое по духу искусство нашло на сцене наиболее близкую себе, подвижную, духовно насыщенную среду. 

В работах Рындина конца 1920-х — начала 1930-х годов ощутимо влияние конструктивизма. Затем он сочетал условные конструкции с живописными декорациями, часто использовал как основу оформления спектакля единую сценическую установку. В целом его творчеству присущи романтический пафос, эмоциональная насыщенность и лаконизм образов, тяготение к героико-эпическим решениям и ёмким метафорам.
         От монументального лаконизма декораций к «Оптимистической трагедии» В. В. Вишневского (1933, Камерный театр), оформленной лишь несколькими идущими по кругу ступенями, от изящно схематизированных легких аккуратных башенок в спектакле «Много шума из ничего» У. Шекспира (1936, Театр им. Евг. Вахтангова) Рындин пришел в поздние годы к богатой и сложной, насыщенной эффектами театральности. Таков «Гамлет» У. Шекспира (1954, Московский театр им. В. В. Маяковского), где движутся на сцене, раскрываясь целиком или частями, колоссальные, окованные рельефным металлом ворота. В этой стилистике решены и торжественно-пышные декорации к оперным и балетным спектаклям Большого театра: «Война и мир» С. С. Прокофьева (1959), «Дон Карлос» и «Фальстаф» Дж. Верди (1963), «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» Н. А. Римского-Корсакова (1966)и др. 

Долгая и плодотворная творческая деятельность Вадима Рындина и  Николая Охлопкова началась еще в Театре им. Евг. Вахтангова в 1942 году с постановки спектакля «Сирано де Бержерак». За Охлопковым Рындин переходит в Театр Драмы, главным художником которого он был с 1944 по 1947 гг. и неоднократно оформлял спектакли на его сцене в послелующие годы.

Первой совместной работой Охлопкова и Рындина на сцене Театра Драмы стала поэтическая драма В. Гусева «Сыновья трёх рек» (1944), затем была «Молодая гвардия» А. Фадеева (1947) и «Гамлет» (1954). Последней совместной работой двух художников стала «Медея» (1961). Эти спектакли обладали зарядом творческого максимализма.

Помимо указанных Рындин оформил в театре еще одиннадцать спектаклей. Были среди них и вполне достоверные бытовые разработки, как в пьесах Л. Хельман – с настроением, подробные; были изящные колоннады с драпировками («Ромео и Джульетта»), где с равным успехом модно было играть и шекспировскую комедию (Рындин сам был недоволен этой работой); были экономные и простые театральные решения, позволяющие быстро менять место действия и т.п. Все  - высокопрофессионально, технологично,  театрально, с предпочтением живописной декорации.

 

А. Михайлова


роли в спектаклях

фотоальбом упоминание в прессе