Предложение для зрителей Маяковка — детям


EN
(495) 690-46-58, 690-62-41
Сретенка: (499) 678-03-04

Московские театры пытаются вывести из-за «железного занавеса»

7 Октября 2013

Московские театры пытаются вывести из-за «железного занавеса»

Инициативы московского департамента культуры разделили деятелей искусства на сторонников театра-дома и театра-клуба

Московские театры пытаются вывести из-за «железного занавеса»

Фото: РИА НОВОСТИ/Илья Питалев

Реформы, которые наконец начал проводить московский департамент культуры под руководством Сергея Капкова, раскололи театральное сообщество на два лагеря. «Превратили театр в клуб по интересам — то концерты устраивают, то лекции, то кино показывают» — такие негодующие возгласы сегодня можно услышать не только в частной полемике где-нибудь в Facebook, но и на страницах многих СМИ, причисляющих себя к защитникам русского репертуарного театра. 

Противники капковских инициатив больше всего упирают на гибель величайшего достижения русской культуры — театра-дома, другими словами, стационарного репертуарного театра. «Известия» выяснили, какую постройку можно воздвигнуть взамен.

— Юридически все московские театры по определению являются репертуарными, их основная работа — выпуск и прокат спектаклей, — пояснила «Известиям» заместитель главы московского Департамента культуры Евгения Шерменева. 

Но некоторые коллективы пытаются построить на этой базе новую модель театрального центра как социального института, вывести его из добровольной изоляции в общее культурное пространство. 

Еще лет пять назад публика, ходившая в клубы и на выставки современного искусства, практически не пересекалась с театральной. И дело было не в разнице сферы интересов, а в разнице эпох — театр жил в другом времени, в другой, не пересекающейся с современностью, плоскости. 

Одним из первых этот «железный занавес» прорвал театр «Практика» под руководством  Эдуарда Боякова. Здесь появился киноклуб, где показывали как мировую классику, так и дебюты молодых режиссеров, проходили актерские тренинги, поэтические вечера и встречи с главными действующими лицами современного искусства.      

Центр Мейерхольда (ЦИМ), куда недавно пришла новая команда под руководством Виктора Рыжакова и Елены Ковальской, взял на себя миссию социального и образовательного института. 

При ЦИМе работает Институт театра — программа интеграции театра и общества, Школа театрального лидера, кующая кадры «антикризисных менеджеров» для наших театров, проводятся лекции, семинары и общественные диспуты как для профессионалов, так и для широкой публики. 

После спектакля «Алиса и государство» прошла встреча с деканом экономического факультета МГУ Александром Аузаном, где обсуждалась возможность «нового общественного договора» и роль театра в этом процессе. Премьера «Фундаменталистов» сопровождалась дискуссией с участием отца Дмитрия Свердлова, запрещенного в служении священника РПЦ.   

В «Гоголь-центре» принцип открытости для зрителя заложен уже в самой организации пространства, которая пришлась по вкусу министру культуры Владимиру Мединскому, предложившему использовать эту идею и в других театрах, в частности, на Новой сцене Александринки. 

В фойе целый день работает кафе и книжный магазин, есть медиатека, где любой желающий сможет посмотреть архивные записи знаменитых спектаклей. Время от времени там будут проводиться и групповые показы с лекциями и комментариями специалистов. Первой в этом ряду стала легендарная «Махабхарата» Питера Брука. Следующий вечер будет посвящен современному немецкому театру. 

Спектакли самого «Гоголь-центра» тоже сопровождаются лекциями, встречами с авторами и тематическими дискуссиями. Перед грядущей премьерой мюзикла «Пробуждение весны» в программе «Гоголь+» был показан документальный фильм Екатерины Гордеевой «Девочки летят» о подростковом суициде. Все эти акции совершенно бесплатны и пользуются популярностью среди молодежи, привлекая в театр незашоренную и любознательную публику. 

Заслуженные московские театры пока не спешат подхватывать идею. Галина Волчек на собрании труппы сказала, что не хочет чтобы «Современник» превратился в «модное место». 

Директор Театра на Таганке Владимир Флейшер, признав перспективность подобных методов привлечения зрителей, заявил, что для вверенного ему коллектива они неприемлемы. 

— Таганка с ее великой историей должна оставаться театром, — уверен он. 

Руководитель Школы современной пьесы Иосиф Райхельгауз вообще не считает современные инициативы новациями. 

— В том же «Современнике» проходили концерты, где Гафт читал свои замечательные эпиграммы, актеры пели песни, — напомнил он. — Наш театр с самого первого дня устраивал клубные вечера, конкурсы и фестивали современной драматургии и режиссуры. Это правильная политика, только не нужно уничтожать при этом старое.

— Если у театра есть интересные идеи в этом плане, мы их поддерживаем, в том числе и материально, — говорит Евгения Шерменева. 

Но навязывать эту деятельность, по ее словам, департамент никому не собирается, да она и не везде нужна. Сохранение баланса между экспериментом и традицией, по всей видимости, должно стать главной заботой департамента.

— Театр Маяковского, Моссовета, Пушкинский имеют своего постоянного зрителя, свое лицо, и их не нужно как-то срочно осовременивать, — считает Евгения Шерменева. — Но если, как в случае с Театром Станиславского, коллектив находится в долгом кризисе, любые способы встряхнуть его и привлечь к театру внимание будут хороши. 

Новым руководителем Театра Станиславского по результатам творческого конкурса стал авангардный режиссер Борис Юхананов. Предложенная им программа развития тоже подразумевает создание многопрофильного центра, где помимо собственно спектаклей будут проходить концерты современной музыки, оперные постановки, появятся Школа театрального зрителя, клуб «Синемафантом» и многое другое.


Марина Шимадина / Известия / 7.10.2013
Оригинальный адрес статьи