24 Февраля 2017

РЕЦЕНЗИЯ: «ИЗГНАНИЕ»

Остроумный спектакль-эпопея о трудностях эмиграции подойдет любителям длинных историй и метких шуток.


«Изгнание» — третья совместная работа худрука Маяковки Миндаугаса Карбаускиса и его земляка, литовского драматурга Марюса Ивашкявичюса. И если первые два спектакля («Кант» и «Русский роман») обращены в прошлое (первый посвящен жизни философа Канта, второй — семейным разборкам Льва Толстого), то третий — это современная драма на «больную» тему массовой эмиграции и поиска лучшей жизни. Прежде чем поднять ее, драматург несколько месяцев жил в рабочих кварталах Лондона. История Бена, простого работяги, случайно попавшего в чужую страну и вынужденного пройти все круги эмигрантского ада, без пяти минут документальна.

Лондон в спектакле совсем не похож на вожделенный туристический рай. Художник Сергей Бархин облицевал коробку сцены кусками ржавого железа, «оживив» их неоновой подсветкой и обозначив разные локации значками лондонского метро. В таких декорациях с героем происходит все самое страшное: потеря дома, работы, надежд и амбиций. В какой-то момент он почти теряет веру в себя. Но «внутренняя сила монгола» побеждает — герой считает, что в каждом из наследников советской системы борются два «бога» — Христос и Чингисхан. Бен (ювелирная работа актера Вячеслава Ковалева) проходит путь от раздавленного жизнью бомжа, живущего в коробках на берегу Темзы, до охранника в ночном клубе и довольно обеспеченного полисмена. На этом пути у него всего один «друг» — Фредди Меркьюри (саундтрек спектакля — музыка Queen). Одна из самых остроумных сцен — та, в которой Бен узнает, что его кумир — бисексуал и «бабай», родившийся в Занзибаре. Неспособность разлюбить утешительные песни-гимны становится для неотесанного простака из Литвы поводом пересмотреть свои взгляды на то, что такое толерантность. Остальные частные истории, рассказанные в спектакле, — только фон к истории Бена. Зато как здорово они сыграны! Карбаускис занял в премьере в основном молодежь, и она доказала свою состоятельность. Отдельного упоминания стоит Анастасия Дьячук в роли девушки, мечтавшей о карьере художницы, но в Лондоне превратившейся в безропотную жену мусульманина.


Финал у спектакля-саги несчастливый, но парадоксальным образом жизнеутверждающий. Режиссер вслед за драматургом не выносит приговора вроде расхожего «эмиграция — зло», он только напоминает: трагический пафос неуместен в любой ситуации. А вот стоическое чувство юмора и хорошая музыка действительно помогают выжить.

Наталья Витвицкая, «Ваш досуг»



Ссылка на источник:  http://www.vashdosug.ru/msk/theatre/performance/2437356/tab-reviews/review2438426/