Новости
Образовательные лекции об Островском
12 Октября 2023

Образовательные лекции об Островском

К ПРЕМЬЕРЕ СПЕКТАКЛЯ «ЛЕС»!
15 и 21 октября на Малой сцене состоятся лекции, посвященные творчеству А.Н Островского.


Лекция Нины Шалимовой «Пьесы жизни» А.Н. Островского на современной сцене» состоится 15 октября в 18:00 и станет важным интеллектуальным подспорьем для погружения в сценический мир спектакля «Лес», премьера которого в постановке Егора Перегудова состоится на Основной сцене 28 и 29 октября 2023 года.

Слушателей лекции ждёт путешествие в вековую историю отношений театра с пьесами главного русского драматурга, «Колумба Замоскворечья», Александра Николаевича Островского. Почему критика называет их «пьесами жизни»? Какие смыслы вскрывает в хрестоматийных сюжетах сцена разных эпох? Что делает Островского, непереводимого на другие языки, самым востребованным автором русского театра более 100 лет?

Исторический экскурс приведёт зрителей в современность и даст профессиональные инструменты «смотрения» ныне идущих спектаклей по пьесам Островского. Лектор подробно остановится на разборе постановок «Гроза» БДТ им. Товстоногова, «Гроза» театра «Сатирикон», «Гроза-Гроза» Театра Наций и «Таланты и поклонники» Театра Маяковского.

Нина Алексеевна Шалимова — профессор ГИТИСа, историк театра, доктор искусствоведения. Автор многочисленных монографий о жизни творчестве А.Н.Островского.

Продолжительность — 1 час 20 минут.


Лекция Вадима Щербакова «Революционный Островский: как выглядел «Лес» Всеволода Мейерхольда»

21 октября в 18:00 на Малой сцене состоится лекция-реконструкция знаменитого спектакля Мейерхольда, одного из основателей Театра Революции. Ещё одна образовательная встреча призвана подготовить зрителей к скорой премьере «Леса» в постановке художественного руководителя Егора Перегудова.

Спектакль 1924 года «Лес» по своему художественному значению и новаторскому пафосу стоит в ряду величайших творений Мейерхольда. Радостное, бесшабашное и трогательное представление – впервые за всю историю попыток внедрения «балагана» на подмостки российского эстетического театра – пробило стену, упорно отделявшую эксперименты «в духе» народной комедии от собственно народа, которому абсолютно непонятны были изыски «левой» режиссуры. «Лес» имел колоссальный успех у самой что ни на есть демократической публики. Фурор, производимый этим действом на массового зрителя 1920-х и 1930-х годов, – полагал Борис Алперс – «может быть сравним только с успехом первых чеховских спектаклей среди интеллигентной аудитории Московского Художественного театра начала века».

Со времён Шекспира ещё никто не смог добиться такой близости высокого сценического искусства к народу, такой лёгкости его восприятия людьми самого различного культурного уровня. Шекспировы динамичность и абсолютная театральность композиции спектакля превращали «Лес» Мейерхольда в многослойное зрелище, каждый поворот которого захватывал разные части аудитории.

Подобно Шекспиру, без всякого смущения переписывавшему чужие сюжеты, Мейерхольд подошёл к пьесе Островского как к материалу для собственной фантазии. Всякий пиетет перед классическим наследием был отброшен, авторское своеволие отвергало любые табу. Пьеса признавалась важным, но одним из многих элементов спектакля, каждый из которых требовал свободного и непредвзятого подхода постановщика. «Театр имеет право на разночтение пьес», – утверждает Мейерхольд и дробит классические явления и акты на 33 эпизода, перекомпоновывая их порядок.

Изящная конструкция уходящего вдаль и ввысь моста, легко парящего над стоячим бытием усадьбы Пеньки, становилась пространством той свободы, которой не ведали домочадцы помещицы Гурмыжской. Спектакль нёс в себе традиционное для любого народного зрелища убеждение: воли нет и быть не может у тех, «которые власть имеют». На лекции зрители соберут легендарный спектакль Мейерхольда деталь за деталью, восстанавливая из истории театра те смыслы, которые сегодня снова становятся актуальными.

Вадим Анатольевич Щербаков — заведующий сектором театрального наследия Мейерхольда Государственного института искусствознания, главный редактор журнала «Вопросы театра».

Продолжительность — 1 час 40 минут.

×
дорогой зритель!
Мы будем очень рады, если вы подпишетесь на наши новости. Обещаем радовать только интересными поводами и не утомлять назойливыми рассылками!
В качестве комплимента дарим промокод на скидку в 10% на первую покупку билетов на нашем сайте!
Ваше имя*:Ваш e-mail*: