«Русский роман» Миндаугаса Карбаускиса в Театре им. Маяковского
Триумф худрука Маяковки Миндаугаса Карбаускиса на ниве высокого актерского театра. Здесь и психологический реализм, и широкий размах, и про старую Россию — но не только. Пьеса Марюса Ивашкявичюса, с одной стороны, про окружение Льва Толстого, перемешавшееся с персонажами его произведений. А с другой, про отсутствие ответа на краеугольный постмодернистский вопрос о зыбкости границы между художественным миром и реальным. Трагическая роль в этой неразберихе закономерно досталась жене писателя, которой то и дело грезится стук колес надвигающегося поезда. Самая мощная и богатая женская роль года — Софья Толстая в исполнении Евгении Симоновой.
«Князь» Константина Богомолова в Ленкоме
Самый резонансный спектакль года. Ассоциация театральных критиков назвала«Князя» спектаклем года, а газета «МК» — «тягучим дерьмом». Сам же Константин Богомолов считает «опыт прочтения» романа Достоевского «Идиот», в котором сам же играет Мышкина (точнее — Тьмышкина), своей лучшей российской работой. И это так. Хладнокровный, тихий и малоподвижный спектакль про темную, самую «достоевскую» сторону человека, где обнаруженная в «Идиоте» между строк тема педофилии и детских травм, связанных с насилием, умножена и подана на блюдечке. И вишенкой на этом катастрофически неудобном спектакле звучит эпизод из «Смерти в Венеции» Томаса Манна. Сдержанные филигранные монологи Александра Збруева (Рогожин) и Виктора Вержбицкого (Ашенбах) — главное впечатление сезона. Спектакль по решению руководства «Ленкома» недавно сняли с репертуара. Но режиссер на своей странице обещал возрождение «Князя» на какой-нибудь другой сцене.
«Машина Мюллер» Кирилла Серебренникова в «Гоголь-центре»
© Гоголь-центр
Самый эстетский и откровенный спектакль года — самый нетипичный спектакль Кирилла Серебренникова. «Машина Мюллер» — это большой и бесконечно красивый поклон драматургу-парадоксалисту Хайнеру Мюллеру, классику европейского авангарда и политического театра. В стилизованной под Шодерло де Лакло пьесе «Квартет» режиссер Константин Богомолов и телеведущая Сати Спивакова меняются полами; в манифесте конца эпохи человечности «Гамлет-машина» солирует Александр Горчилин. И да, в спектакле занято 18 обнаженных перформеров.
«Неявные воздействия» Всеволода Лисовского
© Театр.doc
Экспериментальный проект Всеволода Лисовского и актеров «Театр.doc» внешне походит не то на классический флешмоб, не то на интеллигентный пранк. Зрители вместе с актерами встречаются в городе и отправляются бродить по случайному маршруту. У актеров в распоряжении гора выученных текстов от Платона, Канта и Гегеля до Платонова, Тристана Тцары и Сорокина. Сам Лисовский о затее говорит так: «Кто угодно может воздействовать на что угодно, находясь где угодно». Где закончится прогулка и что из всего этого получится, не знает никто — в этом суть.
«Твоя_игра» Ontroered Goed в универмаге «Цветной»
© Твоя_игра
На спектакль бельгийской команды Ontroerend Goed пускают строго по одному, и это не страшно. На 4-м (а затем на 6-м) этаже торгового центра «Цветной» в течение лета и осени располагалась секретная комната за красным бархатным занавесом, внутри которой купившему билет предлагался «интерактивный опыт для одного зрителя». Внутри гость отвечал на вопросы, рассуждал на простые темы, а в итоге получал неподкупный и многогранный взгляд со стороны. Ответственность за затею взял на себя импресарио Федор Елютин, годом ранее запустивший один из самых интересных и успешных театральных проектов города «Remote Moscow». Дальнейшая судьба «Твоей_игры» неизвестна, но вероятность повторного проката велика.
«Наш класс» в Театре им. Вахтангова
© Театр им. Вахтангова
Пьеса Тадеуша Слободзянека основана на документальных материалах, собранных в книге Яна Томаша Гросса «Соседи». В центре внимания — маленький польский городок Едвабн, 1920-е годы, дружный школьный класс; евреи и поляки подрастают и дурачатся, пока не задумываясь толком, кто из них поляк, а кто еврей. Все меняется с началом войны: начинается ужасающая мясорубка, в которой люди забивают камнями и сжигают заживо своих друзей детства. И это только начало пьесы, действие которой охватывает и будущее одноклассников, и доходит до наших дней. Режиссер Наталья Ковалева поставила с недавними выпускниками Щукинского училища очень подробный, мощный и деликатный спектакль о всепобеждающих механизмах истории, в которой всех жалко и которая касается каждого.
«Вернувшиеся» Journey Lab
© Journey Lab
Первый в России полноценный проект в традиции театра Punchdrunk. Зритель, попадающий по билету в старый трехэтажный особняк неподалеку от метро «Парк культуры», получает полную свободу перемещений, возможность совать нос куда попало и обнаруживать, например, потайные ходы и комнаты. В основе — пьеса Генрика Ибсена «Привидения» (1881) про дом, непростую семью и оживающую память. Авторы многоуровневой интерактивной постановки — американская команда Journey Lab и российская компания YesBWork. После 50-го показа спектакль закрывается, а команда отправляется адаптировать спектакль в США.
«Барабаны в ночи» Юрия Бутусова в Театре им. Пушкина
© Владимир Федоренко / РИА Новости
Взрывоопасное шапито Юрия Бутусова по ранней пьесе Бертольда Брехта. Солдат ушел на войну, а вернувшись, обнаружил невесту замужем за преуспевающим предпринимателем. И нечего было бы искать в этом тексте, если бы не новый перевод Егора Перегудова и не ошеломляющие погружения актерской команды бок о бок с режиссером в параллельные ассоциативные потоки. Грохочут Prodigy, артисты меняются ролями, транслируется хроника строительства Берлинской стены; а в конечном итоге спектакль получается про простую человеческую капитуляцию, когда мягкие тапочки становятся дороже торжества мировой справедливости. А то, что творит на сцене Тимофей Трибунцев в главной роли, — лучшее, что случалось с театром в прошедшем году и с Театром им. Пушкина в частности.
«Чапаев и Пустота» Максима Диденко в «Практике»
© Практика
Самый красивый спектакль года. Постмодернистская гипнагогическая эпопея Пелевина про Василия Ивановича и Петра Пустоту разложена режиссером на три акта и упакована художником Галей Солодовниковой в блистательное пространство стерильного глэм-футуризма. Музыку сочинил бессменный соавтор Диденко, апологет топорного арт-рока Иван Кушнир. Первоисточник рекомендуется перечитать — спектакль представляет собой скорее комментарий к роману, нежели пересказ в лицах; и это хорошо.
«Иванов» в Театре наций
© С.Петров / Театр наций
Пьесу «Иванов» (ударение на второй слог) Чехов написал по заказу Театра Корша в 1887 году. Там же состоялась премьера. Сегодня в здании Театра Корша располагается Театр наций. 130 лет спустя «Иванов» снова звучит в этих стенах; более того — из уст совершенно фантастической плеяды артистов: Евгений Миронов, Чулпан Хаматова, Елизавета Боярская, Игорь Гордин. Режиссером выступил один из самых видных и оригинальных профессионалов нового поколения — Тимофей Кулябин. Действие перенесено в наши дни, в остальном же получился в лучшем смысле слова традиционалистский спектакль с увлекающим сюжетом и трагической развязкой. И, конечно, лучшим актерским ансамблем года.
Алексей Киселев, «Афиша Daily»