Сцена на Сретенке Театра им. Вл. Маяковского – прямо какой-то форпост лучших московских спектаклей. Там в афише, что ни название, то зрительская радость. Причем, на всякий вкус. Мне нравятся постановки режиссера Юрия Иоффе. Добротные, ладные, разнообразные, многонаселенные. Режиссер всегда выбирает крепкую драматургию, так, чтоб актерам было где развернуться. В этом сезоне мастер представляет давнюю пьесу из советских времен – «Снимается кино» Эдварда Радзинского.
Сегодня мало кто помнит историю с постановкой пьесы Анатолием Эфросом в Театре ленинского комсомола с Александром Ширвиндтом в главной роли. К сожалению, спектакль быстро сняли с репертуара, а пьеса попала в анналы истории. И вот сегодня спустя почти 55 лет она на сцене. Теперь-то уж никто не посмеет уличить автора и постановщиков в каких-то вообще не понятных по нашим временам грехах: постельная сцена с полетами во сне и наяву, издевательство над прохвостами-чиновниками и театроведами в погонах. Такое на советской сцене показывать нельзя было. Нынче запретов нет, но эти персонажи из прошлого очень даже живучи.
Сюжет этого трагифарса незамысловат. Режиссер Нечаев, симпатичный мужчина в фазе кризиса среднего возраста, хочет снять кино новой волны. Алексей Фатеев играет его этаким слегка богемным, но заточенным на свое дело человеком. Его раздирают сомнения, ведь хочется снять что-то необычное, непохожее ни на кого, вразрез с линией партии. Время «оттепели» вроде позволяло выходить за рамки. Но сами съемки превратились в тягомотный процесс: все не ладится, жуликоватый директор картины Борис Григорьевич в блестящем исполнении Дмитрия Прокофьева, его без конца подставляет с актерами. Например, исполнительница главной героини так ни разу и не появится на съемочной площадке. У героя все валится из рук, постоянные нелады с истеричной женой, непонимание коллег, которым, в общем-то по фигу его поиск новой темы и нового киноязыка. Оператор и звукорежиссер уверены, что в кино они главные, и при этом готовы свалить и предать своего режиссера на раз. Вот режиссер и мается все первое действие.
Напряжение в этот не шатко не валко идущий процесс вносит выход на площадку главного редактора киностудии Кирилла Владимировича, намекнувшего, что картину скорее всего закроют по цензурным соображениям. Евгений Парамонов играет ярко, гротесково, приковывая к себе внимание. Да, ему нравится замысел режиссера, но деваться некуда и на амбразуру ложиться он не собирается, вспоминая, как за свою жизнь не раз приходилось подлаживаться к обстоятельствам. Но за его несколько вульгарными выходками и самоиронией зреет маленький бунт. В финале он единственный, не юля, встанет на сторону режиссера. Еще один интересный персонаж – чиновник из минкульта Николай Трофимов. Это вечный образ чиновника-приспособленца, вовремя оставившего творческие порывы ради тепленького министерского креслица. Держать нос по ветру – его девиз. Алексей Фурсенко блестяще изображает этот тип непотопляемого. Прям как нынешние назначенцы по линии культуры…
Такой ансамбль сложился на спектакле, что невозможно не сказать о женских образах, созданных актрисами разных поколений. Великолепна Людмила Иванилова, которая всегда из своих эпизодических ролей творит мини-спектакль. На этот раз она произнесла удивительный монолог старой актрисы, которой хочется играть, играть, играть… Старомодная и трогательная ее Надежда Леонидовна доводит до слез некоторых зрителей в зале, особенно возрастных. Как это понятно – актриса должна играть. И как не хочется соглашаться с ее прагматичной племянницей, идеологически подкованным ведущим московским кинокритиком Ириной Максимовной, которая беспощадно глумится над старушкой. Зоя Кайдановская играет двуличную критикессу феерически. По-женски она страдает от раздвоенности: ей отчаянно хочется отношений с «прогрессивным» Борисом Григорьевичем и в то же время положение обязывает придерживаться линии партии. Ей по телефону все время об этом напоминают.
Еще один женский образ, наверное, самый главный в спектакле. Это молоденькая, по уши влюбленная в модного режиссера сестра критикессы Аня. Не защищенная никакими условностями она буквально вешается ему на шею и … выводит страдальца из депрессии. Он влюбляется, и ему снова хочется снимать кино, бороться с ретроградами. Только вот отдаться этой любви в силу высоких моральных качеств не может. Не может бросить свою нудную жену Ингу (Наталья Коренная), и, главное, не хочет «воспользоваться» открытостью и доверием юного сердца, к счастью, пока не знающего, как такая любовь заканчивается. Аню играет молоденькая Анастасия Дьячук – яркая индивидуальность, как и ее героиня. Ее молодая энергия, наивность и настоящее чувство как дуновение морского прибоя в знаменитой японской песне 60-х «У моря, у синего моря».
Ирина ШВЕДОВА, «Московская правда»