Режиссер Миндаугас Карбаускис продолжает обновлять репертуар московского Театра имени Маяковского, который он возглавил более двух лет назад. Впрочем, до сего момента он делал это с помощью классики — сначала бесспорной, "Талантов и поклонников" Островского, потом — противоречивой и не всем понятной, "Господина Пунтилы и его слуги Матти" Бертольта Брехта. Похоже, что теперь наступило правильное время для самого радикального шага — и в смысле выбора литературного материала, и в смысле освоения сценического пространства.
Для новой работы Карбаускис взял пьесу "Кант" своего соотечественника, молодого, но уже известного современного литовского драматурга Мариуса Ивашкявичюса. Фигура великого немецкого философа, разумеется, не впервые привлекает внимание драматургов — так, когда-то пьесу "Иммануил Кант" написал выдающийся австрийский писатель Томас Бернхард. В Москве ее видели на Чеховском фестивале, в постановке знаменитого польского режиссера Кристиана Люпы.
У Ивашкявичюса — совсем другая пьеса. Те, кто ее читал (таковых немного — текст хранится за семью печатями во избежание утечек информации), утверждают, что сочинение литовского автора удачно сочетает в себе черты классической комедии, костюмной, исторической драмы и современной интеллектуальной пьесы. Действие происходит двести лет назад в провинциальном городе Кенигсберге, в гостиной у знаменитого философа — Иммануил Кант неторопливо обедает с гостями, но внезапное появление неизвестной собравшимся красивой, но весьма странной девушки, якобы племянницы философа, нарушает ровное течение событий. Попытка же разгадать, кто это такая, уводят хозяина и его собеседников в самые что ни на есть философские дебри, а именно в размышления о сущности всего живого и о далеком будущем человечества.
Текст непростой, из разряда "не для всех", поэтому режиссер Карбаускис и сценограф Сергей Бархин решили сыграть спектакль в камерном пространстве, рассчитанном всего на несколько десятков зрителей. Публика будет сидеть вокруг небольшой сцены, амфитеатром, внутри специально построенного алого шестигранника, эзотерического символа, условной модели мира. (Подобные эксперименты с театральным пространством на московской сцене были популярны в середине 90-х годов.) В центре, чем-то похожей на университетскую аудиторию комнаты,— вращающийся обеденный стол, за которым и развернутся основные события этой во всех отношениях необычной истории. А алый цвет стен обеденной комнаты будет рифмоваться с алыми деталями пышных исторических костюмов. Впрочем, на сцене основного здания Театра имени Маяковского философский павильон простоит недолго: когда в филиале театра на Сретенке закончится ремонт, "Кант" переедет туда.
Пожалуй, только в выборе актеров Карбаускис избежал радикализма: он пригласил в спектакль самых популярных актеров труппы Театра имени Маяковского, с которыми уже успел найти общий язык в предыдущих работах. Главную роль сыграет Михаил Филиппов. В роли богослова и проповедника — Игорь Костолевский. Анатолию Лобоцкому досталась роль слуги. А Светлана Немоляева сыграет сестру милосердия в монашеском одеянии. В спектакле участвуют и молодые актрисы — выпускницы мастерской Сергея Женовача.
Театр имени Маяковского, с 15 по 17 декабря, 19.00