Пьесу «На чемоданах» сочинил знаменитый израильский драматург Ханох Левин, определив ее жанр как «комедия в 8 похоронах». Осуществил постановку режиссер Александр Коручеков, до того, как дебютировать на сцене театра Маяковского, он прощупал почву в качестве заместителя художественного руководителя театра. А до Маяковки служил актером в «Сатириконе» и в «Студии театрального искусства». Не отказывается от ролей и сейчас.
« Пьеса была очень непростым материалом для постановки на русском языке – рассказывает переводчик Алла Кучеренко, - Израильский и еврейский колорит, восемнадцать действий, которые не влезают по времени ни в один спектакль, и очень много действующих лиц. Режиссер сделал выбор в пользу максимально общечеловеческой трактовки пьесы, сознательно избегая израильской специфики и национальных мотивов. Чтобы московские зрители смеялись над собой и плакали о своем. Персонажи спектакля слегка утрированы. Они предельно узнаваемы, но от этого не менее абсурдны. Это наши соседи, матери, отцы, братья, друзья. Это мы сами — без масок, без прикрас».
Спектакль производит на зрителей странное, можно сказать, двойственное впечатление. Вроде бы как плакать – глупо, а смеяться - грешно.
В спектакле участвуют 22 артиста (столько же букв в еврейском алфавите), и у каждого знаковая роль. Проститутка, заика, горбун, мамы, папы, 4 вдовы, 3 незамужние девицы и 9 покойников... И – 11 чемоданов, демонстрирующих материальный достаток своих хозяев и их стремление уехать, изменить свою жизнь.
На сцене тоже, что и в зале, - ряд зрительских кресел. Задник – киноэкран с титрами названий сцен и места действия. Кресла – многофункциональны. В основном, они работают автобусной остановкой - местом встреч, разлук, ожиданий, надежд, разочарований и похорон.
«Жизнь – это шутка, но эта шутка стоит много денег! За счастьем надо ехать в Америку, Швейцарию, здесь нечего делать, - говорят герои спектакля. Говорят и ничего не делают. Эльханан (Алексей Дякин) живет мечтой о Швейцарии, но тратит сбережения на проститутку. Его мама Геня (Евгения Симонова) постоянно причитает: «Как - же я останусь одна, вся больная, не уезжай, а то умру! ». И – действительно умирает. Но прежде героиня Симоновой в бомжовском плаще, в вязаной шапочке убирает автобусную остановку, превращая в мусор собственную жизнь. Актриса, как живой огонек, озаряет спектакль. Ее, запрятанную в лохмотья, почти не видно, и в тоже время в игре нет ни одной промежуточной эмоции: она или смеется или кричит, в одно мгновение сухое лицо становится мокрым от слез...
Похороны, похороны, похороны. Похороны - это «скелет» спектакля, на который наращивается мясо живых человеческих отношений. Персонажи уходят на тот свет с насмешливой регулярностью, надгробные речи пусты и бессмысленны, и на самом деле никому нет дела до чьей-то смерти, даже самым близким. Надо жить дальше! Вдовы тут-же вовлекаются в новые любовные истории, играют в бридж..
Да, и честно говоря, тот свет представлен весьма соблазнительно: все нарядные, улыбчивые, счастливые, молодые. Там реальность выглядит гораздо привлекательней, чем на земле. И мертвые – живее живых, и так настойчиво приглашают к себе... Но не надо спешить. Пьеса не о смерти. И не о вечной жизни.
В финале спектакля прозвучат самые важные слова: «Господи, ты дал нам похороны, чтобы напоминать о нашей жизни. Сделай же так, чтобы мы помнили этот катафалк и эту простыню в промежутках между похоронами тоже». И еще: «Я человек. Я не могу без счастья».
В спектакле участвуют артисты: Виктор Власов, Евгения Симонова, Зоя Кайдановская, Александра Ровенских, Игорь Марычев, Алексей Дякин и другие.
Музыку, по словам режиссера, играющую огромную роль в этой постановке, написал композитор Дмитрий Катханов. Над спектаклем работали художники Наталья Войнова и Сергей Скорнецкий.
Дина Радбель, альманах "Фамильные ценности", апрель 2012