Если вспомнить написанную в 1878 году «Бесприданницу», её главная героиня Лариса Огудалова становится жертвой чужих желаний и эгоизма, которые сломают её в финале. «Дикарка» же Варя тоже, казалось бы, становится заложницей чужих интриг и самолюбия, но девушке хватает силы духа с достоинством выйти из довольно неприглядной ситуации. В некотором смысле, «Дикарка» (написанная в 1879 году) — это авторское переосмысление схожего сюжета. Есть, конечно, и существенная разница: в первом случае интриги плетут прежде всего мужчины, во втором — их подлинным двигателем оказываются женщины. Спектаклю присущ феминистский акцент: в версии режиссёра мужчины — скорее фон, средство женской самореализации.
Режиссер спектакля Юрий Иоффе представляет зрителю классическое прочтение пьесы, с узнаваемыми дворянскими интерьерами и костюмами эпохи написания произведения. Художнику-постановщику Анастасии Глебовой и художнику по костюмам Ольге Рябушинской удалось передать прелесть старины, воздушность и утонченность костюмов, монументальность интерьеров.
Анна Степановна Ашметьева в исполнении Людмилы Иваниловой — с одной стороны, тонко чувствующая натура, представительница аристократии, которой уже практически не осталось, и, вместе с тем, женщина властная, с внутренним стержнем.
Совершенно в противовес ей Марья Петровна (Наталья Коренная) понимает, что грядущий век — эпоха решительных и предприимчивых и кисейной барышней быть явно невыгодно. В спектакле эта героиня — весьма самодостаточный персонаж, но никак не отрицательный. Она обескураживает старшее поколение своим практическим взглядом на жизнь и, по собственной инициативе, фактически «подкладывает» Дикарку-Варю… своему собственному мужу.
Тема материализма проявляется и в других героях, сталкивая старое и новое поколение лбами. Одни хотят покоя и придерживаются степенности в своих взглядах на жизнь, пытаются сохранить старый уклад и березовые рощи, другие идут вперед и находят своим знаниям применение, устремляясь в новые отрасли, видя в лесах и рощах прежде всего высокую прибыль.
И совершенно другой тип — Варя, девушка деревенская, но совершенно не бытовая девушка. Решение её образа особенно интересно. Она кажется не молодой девушкой на выданье, как задумано автором, а скорее ребенком не старше 12 лет, ещё не готовым к жизни. Несколько неожиданно героиня Анастасии Дьячук скорее напоминает набоковскую Лолиту, нежели девушку XIX века. Весь образ Вари — почти прямая отсылка к этому персонажу. Она угловата, дерзка и соблазнительна в своей непосредственности.
Это определяет развитие центральной линии пьесы — взаимоотношений Вари и Александра Львовича Ашметьева (Евгений Парамонов). Герой Парамонова многогранен, и артист тонко передает полутона его характера. Его Ашметьев — большой ребёнок, привыкший жить на широкую ногу и на чужой кошелек. Однако после его знакомства с Варей зритель видит не пожилого Казанову, а, опять-таки, героя Набокова. Такая акцентировка как бы переносит публику из истории Островского в другое литературное произведение, чтобы потом, так же невзначай, в финале вернуться в неё.
Интересны и другие персонажи истории, хоть они и выглядят карикатурными. Виктор Вершинский в исполнении Игоря Евтушенко — характерный чиновник, «человек в футляре» (или, как выражается Варя, «птица») не способный воспринять что-либо, кроме официальных циркуляров и прокламаций. Представитель старшего поколения Кирилл Максимыч Зубарев (Сергей Рубеко) раскрывается как человек очень мелочный и в то же время выискивающий себе максимальную выгоду. он и жениха для дочери присматривает с перспективой своего последующего обогащения. Дмитрий Мальков в исполнении Всеволода Макарова — вспыльчивого темперамента молодой человек, с азартом занимающийся бизнесом. Что для него Варя? Скорее просто влечение, чем нечто большее. Как характеризует отношение Малькова к Варе Ашметьев: «Он даже оценить тебя не может». И это действительно так. Может ли Мальков сделать счастливой девушку — большой вопрос. Для каждого из них всех Варя — это выгодная сделка, разменная монета, при помощи которой хотят достичь большего.
Финал спектакля выглядит жизнеутверждающим: Варя не погибает от мужских интриг, здесь, скорее, она сама обводит вокруг пальца общество, извлекая для себя выгоду. В итоге, каждый герой имеет свою цену, всех можно купить и все продаются. Разница только в цене.
Оригинал статьи