Пресса
5 Декабря 2016

Игры разума: в Маяковке заглянули в голову человека

Театр Маяковского представил премьеру: режиссер Никита Кобелев поставил на Сцене на Сретенке спектакль по книге американского врача Оливера Сакса «Человек, который принял жену за шляпу».     



Заметки нейропсихолога, снимавшего рассказы своих необычных пациентов на камеру, перекочевали на сцену. По форме режиссер следует за автором: перед зрителями один за другим проходят 12 эпизодов из практики медика. В книге описано больше случаев, но Кобелев выбрал самые драматургически яркие. Декорации минималистичны: стул, стол, кушетка. Здесь не нужно нагромождение формы: основной акцент делается на содержание, и в центре оказывается человек. Именно человек, а не больной и не пациент, потому что четкой грани между нормой и «ненормой» нет. Она предельно размыта, стерта, неявна, и у зрителя возникает вопрос о существовании ее как таковой.

Мозг человека – система столь же совершенная, сколь хрупкая. Почему она дает сбои, не ответит даже самый высокопрофессиональный специалист: мозг порой живет по своим законам. Однако бывает, то, что мы считаем отклонением, дает возможность открыть новые двери. Возникает другой мир, проявляются таланты и неведомые доселе возможности.

«Человека, который принял жену за шляпу» воплотили на сцене актеры Студии-OFF – это своего рода театр в театре, пространство без шор и ограничений. Внутренняя свобода и смелость, с которой артисты вышли за грани нормы, позволили им создать максимально живые и цельные образы. Пациенты Сакса вызывают массу разнообразных чувств: их уважаешь, им сопереживаешь, с ними смеешься или плачешь, и ни один из них не выглядит жалким и беспомощным.

«Тикозный остроумец Рэй» в исполнении Павла Пархоменко страдает синдромом Туретта, проявляющимся множественными тиками. Рэй находит спасение в музыке: болезнь отходит, когда он за барабанной установкой отбивает джазовый ритм. В обычной жизни врачи снимают симптомы недуга галоперидолом: лекарство действует, оно позволяет существовать в полусонном состоянии, но убивает способность творить. Поэтому по выходным Рэй перестает пить нейролептик, и к нему возвращается музыка. Болезнь оказывается не приговором, а помогает найти себя.


Актриса Наталья Палагушкина исполняет в спектакле самую любвеобильную роль: у 89-летней бывшей путаны вдруг обостряется «амурная болезнь». Пережитый в прошлом сифилис возвращается необыкновенным сексуальным возбуждением, приливом эндорфинов и желанием любить. Леопардовое пальтишко, кеды в стразах, черные соболиные брови – зрелая красавица полна сил и фонтанирует эмоциями. Она заигрывает с залом, признаваясь: «Девочки, как хорошо!» А потом задается вопросом: если так хорошо, может, и не надо лечиться?


«Бестелесная Кристи», которую играет Юлия Силаева, в какой-то момент перестает ощущать свое тело. Только что были кости, мышцы, суставы – и больше ничего нет. Организм словно превращается в ртуть – растекается, не слушается. Каждое движение требует колоссальной концентрации и титанического труда. Кристи не опускает рук (и в прямом, и в переносном смыслах) и учится жить заново, принимая новые обстоятельства.


В роли наркомана Дональда, несколько лет назад убившего свою девушку, выступает Роман Фомин. От раскаяния героя поначалу спасает амнезия, но потом память возвращается: в мельчайших подробностях он каждую секунду проигрывает в своей голове убийство. Шаг за шагом, эпизод за эпизодом. От липких, тяжелых, удушающих воспоминаний можно сойти с ума. Транквилизаторы лишь на время ослабляют муки. Освобождение приходит неожиданно: Дональд увлекается в больнице садоводством, и это безмятежное занятие переносит его обратно в мир.

Героя сцены «Человек, который принял жену за шляпу» исполняет Алексей Золотовицкий. Профессор музыки П., на первый взгляд, совершенно нормален, и лишь потом становится ясно, что он существует в автономной реальности. Не умея различать лиц и никак не идентифицируя предметы визуально, он создает особый музыкальный алгоритм, который помогает ему жить среди людей. Профессор напевает мелодию, и в его голове выстраиваются некие связи, дающие возможность общаться, двигаться, думать.


В постановке актеры постоянно меняются местами: каждый побывает пациентом и врачом. Впрочем, в жизни эти роли тоже могут чередоваться: сегодня ты по одну сторону, а завтра – по другую. Предугадать мозговые метаморфозы невозможно: несмотря на многолетние исследования ученых, мозг человека остается тайной. Новый спектакль Никиты Кобелева – это не медицинские хроники и не примерка халата Доктора Хауса. Это попытка показать, как многогранен человек, как сложен и как достоин любви и принятия.

Место: Сцена на Сретенке, Пушкарев пер., 21

Дата: 19 декабря, 16 января, 19:00

Сетевое издание «М24.ru»



Ссылка на источник:  http://www.m24.ru/articles/123987
×
дорогой зритель!
Мы будем очень рады, если вы подпишетесь на наши новости. Обещаем радовать только интересными поводами и не утомлять назойливыми рассылками!
В качестве комплимента дарим промокод на скидку в 10% на первую покупку билетов на нашем сайте!

@PromocodzapodpiscyBot
Мы используем cookie
Во время посещения сайта «Театр Маяковского» вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ. Подробнее.
Понятно, спасибо