Мозг человека – система столь же совершенная, сколь хрупкая. Почему она дает сбои, не ответит даже самый высокопрофессиональный специалист: мозг порой живет по своим законам. Однако бывает, то, что мы считаем отклонением, дает возможность открыть новые двери. Возникает другой мир, проявляются таланты и неведомые доселе возможности.
«Человека, который принял жену за шляпу» воплотили на сцене актеры Студии-OFF – это своего рода театр в театре, пространство без шор и ограничений. Внутренняя свобода и смелость, с которой артисты вышли за грани нормы, позволили им создать максимально живые и цельные образы. Пациенты Сакса вызывают массу разнообразных чувств: их уважаешь, им сопереживаешь, с ними смеешься или плачешь, и ни один из них не выглядит жалким и беспомощным.
«Тикозный остроумец Рэй» в исполнении Павла Пархоменко страдает синдромом Туретта, проявляющимся множественными тиками. Рэй находит спасение в музыке: болезнь отходит, когда он за барабанной установкой отбивает джазовый ритм. В обычной жизни врачи снимают симптомы недуга галоперидолом: лекарство действует, оно позволяет существовать в полусонном состоянии, но убивает способность творить. Поэтому по выходным Рэй перестает пить нейролептик, и к нему возвращается музыка. Болезнь оказывается не приговором, а помогает найти себя.
Актриса Наталья Палагушкина исполняет в спектакле самую любвеобильную роль: у 89-летней бывшей путаны вдруг обостряется «амурная болезнь». Пережитый в прошлом сифилис возвращается необыкновенным сексуальным возбуждением, приливом эндорфинов и желанием любить. Леопардовое пальтишко, кеды в стразах, черные соболиные брови – зрелая красавица полна сил и фонтанирует эмоциями. Она заигрывает с залом, признаваясь: «Девочки, как хорошо!» А потом задается вопросом: если так хорошо, может, и не надо лечиться?
«Бестелесная Кристи», которую играет Юлия Силаева, в какой-то момент перестает ощущать свое тело. Только что были кости, мышцы, суставы – и больше ничего нет. Организм словно превращается в ртуть – растекается, не слушается. Каждое движение требует колоссальной концентрации и титанического труда. Кристи не опускает рук (и в прямом, и в переносном смыслах) и учится жить заново, принимая новые обстоятельства.
В роли наркомана Дональда, несколько лет назад убившего свою девушку, выступает Роман Фомин. От раскаяния героя поначалу спасает амнезия, но потом память возвращается: в мельчайших подробностях он каждую секунду проигрывает в своей голове убийство. Шаг за шагом, эпизод за эпизодом. От липких, тяжелых, удушающих воспоминаний можно сойти с ума. Транквилизаторы лишь на время ослабляют муки. Освобождение приходит неожиданно: Дональд увлекается в больнице садоводством, и это безмятежное занятие переносит его обратно в мир.
Героя сцены «Человек, который принял жену за шляпу» исполняет Алексей Золотовицкий. Профессор музыки П., на первый взгляд, совершенно нормален, и лишь потом становится ясно, что он существует в автономной реальности. Не умея различать лиц и никак не идентифицируя предметы визуально, он создает особый музыкальный алгоритм, который помогает ему жить среди людей. Профессор напевает мелодию, и в его голове выстраиваются некие связи, дающие возможность общаться, двигаться, думать.
В постановке актеры постоянно меняются местами: каждый побывает пациентом и врачом. Впрочем, в жизни эти роли тоже могут чередоваться: сегодня ты по одну сторону, а завтра – по другую. Предугадать мозговые метаморфозы невозможно: несмотря на многолетние исследования ученых, мозг человека остается тайной. Новый спектакль Никиты Кобелева – это не медицинские хроники и не примерка халата Доктора Хауса. Это попытка показать, как многогранен человек, как сложен и как достоин любви и принятия.
Место: Сцена на Сретенке, Пушкарев пер., 21
Дата: 19 декабря, 16 января, 19:00
Сетевое издание «М24.ru»