основная сцена: (495) 690-46-58, 690-62-41

сретенка: (499) 678-03-04


Пресса
20 Февраля 2014

Мировую премьеру пьесы «Бердичев» Фридриха Горенштейна покажут в Театре Маяковского

Философская драма поставлена на сцене театра режиссером Никитой Кобелевым



Уходящую культуру небольшого еврейского городка решили воссоздать в Московском театре имени Владимира Маяковского. К сложной, неоднозначной и тонкой философской драме Фридриха Горенштейна обратился молодой режиссер Никита Кобелев, который представит на суд зрителей мировую премьеру пьесы «Бердичев». События этой истории растянулись на три десятка лет - с 1945 по 1975 год. В этот временной отрезок разворачивается судьба двух сестер Рахиль и Злоты, живущих со своей семьей в украинском городе Бердичеве. Прототипами главных героинь послужили тетки писателя, у которых он провел свое детство. Есть в спектакле и сам автор, только вот зовут его не Фридрих, а Виля, что ничуть не мешает герою выделяться своей незаурядностью и вдаваться в серьезные философские рассуждения. Мыслями о человеческой жизни, семье, войне, революции и евреях пронизан весь спектакль, в котором немало смешных, а порой и абсурдных диалогов.

«Эту пьесу нельзя было ставить в СССР, так как в то время евреи не могли быть на сцене, но эта пьеса о человеке, о советских людях, жизнь которых показана на протяжении длительного времени, и тот факт, что они евреи, лишь особенность эпохи, которую прекрасно отобразил автор», - рассказал журналистам председатель Горенштейновского общества в Берлине Юрий Векслер. Исследователь творчества писателя специально прилетел из Германии на мировую премьеру.

«У меня очень приятное впечатление от спектакля, я верю в его успех и считаю эту постановку важным событием не только в мировой театральной жизни, но и в биографии Фридриха Горенштейна, - сказал Векслер. - Мой хороший друг - писатель Евгений Попов предсказывал, что, когда «Бердичев» поставят на сцене, интерес к творчеству этого драматурга возникнет с новой силой. Очень хотелось бы в это верить, так как Горенштейн действительно большой писатель и глубокий автор, заслуживающий читательского и зрительского внимания».

Постановка Никиты Кобелева займет у зрителей три с половиной часа, хотя полная версия пьесы продолжалась бы в три раза дольше. Но и здесь все «согласовано» с автором. «Горенштейн говорил: «Выбрасывайте, что хотите, переставляйте, как хотите, только не вписывайте ничего», - отметил Векслер. - Вот с этой точки зрения работа Кобелева очень бережная, здесь нет никакой отсебятины, все очень верно». Режиссер с большим вниманием подошел к новой постановке. Он даже побывал в городе Бердичеве, нашел дом, в котором разворачивается сюжет. «Тема уходящей еврейской культуры Бердичева после поездки стала для меня еще более ощутимой, ведь того города, который описывает Горенштейн, больше нет, - сказал Никита Кобелев. - Сейчас там осталось 300 евреев из 40 тыс., проживающих в 1900 году. Хотя автор и опускает в пьесе тему уничтожения, она так или иначе все равно звучит». Однако для самого режиссера главной темой стали семейные взаимоотношения.

«Еврейскую тему мы, конечно, обойти не могли, но взаимоотношения семьи и их развитие в течение длительного промежутка времени меня интересовали здесь больше всего», - признался Кобелев. Кроме того, режиссер проделал огромный труд, пытаясь детально воссоздать быт той эпохи. «Эта пьеса - документальное свидетельство того времени и той жизни, - считает Кобелев. - В обстановке, декорациях, в костюмах и внешности героев очень много заимствовано из ремарок автора, которые мы постарались очень точно воспроизвести».

Спектакль представляет собой шесть эпизодов, в перерывах между которыми прямо на глазах у зрителей наносится грим, меняются декорации, происходят сценические перестановки. «Эти паузы между сценами имеют принципиальное значение: мы хотим показать, что реконструируем то время, что как бы играем в него», - пояснил режиссер.

В спектакле задействованы лучшие актеры труппы. Среди них Татьяна Орлова, Татьяна Аугшкап, Зоя Кайдановская, Игорь Марычев, Майя Полянская, Ефим Байковский. Но, по мнению Юрия Векслера, успех постановки определяет именно роль Рахили. «Игра Татьяны Орловой меня полностью убеждает, у нее эта роль получилась замечательно, и это важнейшая вещь, ведь без Рахили пьеса не живет», - убежден он.

Стоит отметить, что и роль Злоты блестяще исполняет Татьяна Аугшкап, внося в постановку особый колорит. «Я счастлива, что мне доверили играть эту роль, - поделилась актриса. - Надеюсь, что смогу заставить зрителя поплакать и посмеяться, погоревать и помечтать - пережить все те эмоции, за которыми приходят в театр».

Валерия Бабушкина, ИТАР-ТАСС 

Оригинальный адрес статьи

×
дорогой зритель!
Мы будем очень рады, если вы подпишетесь на наши новости. Обещаем радовать только интересными поводами и не утомлять назойливыми рассылками!
В качестве комплимента дарим промокод на скидку в 10% на первую покупку билетов на нашем сайте!

@PromocodzapodpiscyBot
Мы используем cookie
На сайте осуществляется обработка файлов cookie с использованием метрических программ "Яндекс. Метрика" и "Цифровая культура". Подробнее.
Даю согласие