17 Апреля 2012
«На чемоданах»: смерть всем к лицу
В «Маяковке» поставили пьесу Ханоха Левина о жизни и смерти.
Еще одна премьера в обновленной «Маяковке» заслуживает пристального внимания зрителей и критиков. Став худруком театра-аутсайдера, Миндаугас Карбаускис в срочном порядке меняет репертуар. Третьей премьерой за время его «правления» стала пьеса известного израильского драматурга Ханоха Левина «
На чемоданах». Поставил ее Александр Коручеков, многочисленных героев сыграла значительная часть перенаселенной труппы.
Спектакль вышел неровный. Как ни печально, но виновата в этом труппа, а не худрук, и не режиссер. Ханох Левин — идеальный для любого театра автор. Для Театра им. Маяковского он мог бы стать «палочкой-выручалочкой». Прежде всего, в его пьесах всегда много героев (что дает возможность развернуться колоссальному количеству актеров). Он мелодраматичен (что на руку театру, репертуарная политика которого в прошлом вызывала немало вопросов). Наконец, Левин заставляет зрителя не только плакать, но и смеяться. Налицо все условия для театрального процветания.
Но «Маяковка» тяжело расстается с прошлым. Актерам, как они ни стараются, непривычно отсутствие необходимости «ломать комедию» и выдавать эстрадные репризы. Поэтому в спектакле уровень драматургии Левина оказался неожиданно ниже, чем он есть на самом деле. Действующие в пьесе 6 семей, 5 влюбленных, 3 незамужние девицы, 3 американца и прочие были «сделаны» грубовато. Публика оживала только при появлении Татьяны Орловой в роли проститутки, но, увы, ничего нового в свой арсенал актерских находок актриса не добавила. Шутки на грани фола зал воспринимал вяло, действие, особо не спеша, потихоньку катилось вперед.
На сцене все время кто-то умирал, плакали безутешные вдовы, их обольщали «близкие друзья семьи», девицы на выданье жаждали «замуж», а те, за кого жаждали, становились геями. В финале герои в белом, радостно махали публике с условных «небес».
Сценография в этом спектакле оказалась отнюдь не траурной. Никаких вам венков и траурных ленточек. На сцене не было почти ничего, кроме длинного ряда красных кресел, с которых в порядке живой очереди вскакивали герои. Каждый со своим любовным прошлым и своей болью.
Их истории могли бы показаться откровенной пошлостью, если бы не были написаны сильным драматургом. Человеческая боль в них все же пульсирует. А жизнь порой бывает куда сентиментальнее любых пьес. Немногим артистам удается это передать, — отдельных слов благодарности заслужила Майя Полянская (она играет полубезумную престарелую мать Муни, Бебу). Такое обиженное молчание под силу только клоунессам от Бога.
И все-таки этот спектакль, при всех недочетах, сильно отличается от постановок прежнего репертуара театра. Это еще один робкий, но шаг навстречу «новой Маяковке». И это уже живой театр, в котором грандиозные победы обязательно сменяют незначительные неуспехи.
Наталья Витвицкая,
vashdosug.ru, 17 апреля 2012 г.