Представив публике свои таланты, Театр им. Вл. Маяковского вернул себе поклонников.
Чуть тронув носком скромной туфельки огромный поворотный круг сцены, молодая актриса Саша Негина (Ирина Пегова) легко запускает его ход. Он повинуется так только ей. Остальным раскрутить эту махину стоит немалых сил. А остановить — и вовсе никому не дано. Первый спектакль режиссера Миндаугаса Карбаускиса с новой для него и наконец своей труппой «Маяков-ки» — «Таланты и поклонники» по комедии Александра Островского — посвящен актерам. Самой этой страсти—жажде сцены, ради утоления которой они пойдут на все. В пьесе Негина делает выбор: стать женой любимого бедного студента Пети Мелузова или содержанкой богача Великатова, обещавшего устроить ей ангажемент. В спектакле о выборе и речи нет. Сашу возмущают любые домогательства богачей со всеми их посулами. Но стоит Великатову пообещать ей театр, она бросается паковать чемоданы. Перед Петей картинно (из какой-нибудь роли, конечно) положит голову на чемодан как на плаху: казни, мол, твоя воля. А потом сядет просто и скажет: «Все равно бы сбежала от тебя на сцену». И Мелузов (Даниил Спиваковский) ее с улыбкой отпустит. Не потому, что простил, а потому, что знает — права.
Вне сцены Саша Пеговой — пышногрудая простушка в дешевеньком ситцевом, не ах как идущем ей платьишке, с неуемным, не применимым в быту темпераментом. Угорело носится вокруг театра и дома, пытаясь спасти непродающийся бенефис. Безыскусно резко отшивает богатых поклонников, предлагающих содержание, не умея обратить их интерес себе на пользу. Во всем ищет совета: как одеться, что к столу подать, как жить. Просветительские наставления вечного студента и будто бы жениха Мелузова заучивает словно роль, не зная, доведется ли ее когда-нибудь сыграть. А на сцене ей никто не указ, там она свободно и упоенно царит. В роскошном красном платье для бенефиса она и впрямь смотрится царицей. Она рождена для сцены. И не важно, что она играет: трагедию или водевиль. Важно, что своим талантом, как смерчем, затягивает в круг публику, а за ней и весь город. Для стареющего бонвивана князя Дулебова (Игорь Костолевский) — это светский круг, в котором он мнит себя единственным творцом звезд. Для начинающего карьериста Гриши Бакина (Виталий Гребенников) — круг заезженной пластинки соблазнений-улещиваний-интриг. Для Домны Пантелеевны (Светлана Немоляева), матери Саши, — нескончаемый круг домашней рутины, долгов и страхов за будущее. Для огромного «облака в штанах», нежно влюбленного в Негину старика Нарокова (Ефим Байковский), разорившегося антрепренера, оставшегося в театре суфлером, — священный круг служения прекрасному. А для уютно-вальяжного, мило услужливого, «простого» богача Великатова (Михаил Филиппов) — отмеченный кружком пункт бизнес-плана. Спектакль Карбаускиса откровенно театрален. Здесь все играет.
Массивная, гнутая подковой стена из ржавого железа с прорезями косых окошек (элегантная сценография Сергея Бархина) притворяется то нищей квартиркой, о вокзалом, а то как ни в чем не бывало плавно взмоет под колосники. Даже самовар превращается после удачного бенефиса в огромное кадило, курящее фимиам славы, а потом встает на рояль — и вот вам паровоз, увозящий Негину в новую жизнь. Что уж говорить о звездах «Маяковки». Они предаются игре с нескрываемым наслаждением и то и дело выглядывают из-под маски своих персоажей, с трезвой иронией признаваясь в собственном актерстве. Легко, изящно они очаровывают зал множеством мелочей, точных деталей, а потом подлинно драматичной нотой застигают публику врасплох. И снова в игру…
Только, в отличие от Саши Негиной, им важно, что они играют. После стольких лет закулисной рутины они захотели сотворить настоящий театр. И у них это получилось.
Елена Груева, журнал Time Out