На Основной сцене Театра имени Маяковского состоялась премьера спектакля Миндаугаса Карбаускиса «Плоды просвещения». На постановке мы узнали о тяге к потустороннему, злословных распрях и непреходящих потребностях человека.
Молодой и красивый лакей глядится в зеркало и прихорашивается — именно с этого начинается действо спектакля «Плоды просвещения» в Театре имени Маяковского на Основной сцене. Зрители оказываются за зеркалом, в которое по очереди смотрятся все герои. За зеркалом — футуристический стол огромных размеров, за ним и будут происходить все главные события, а именно — спиритический сеанс.
«Плодами просвещения» оказываются вовсе не философские мысли, не литературные изыски, а всего лишь интерес к потустороннему. Пока прислуга и мужики из курской деревни пытаются решить насущные вопросы, барин и его друзья заняты вопросами духовными. Как и полагается при сословном разделении.
Правда, проблемы бытовые и духовные смешиваются, когда горничная Таня для решения вопроса о земле хочет найти «медиумные» способности у своего жениха.
Скорее всего, отношения прислуги и хозяев в любой стране одинаковые, что в Великобритании, что в России. Пока герои «Аббатства Даунтон» переживают появление электричества, телефонов и автомобилей, герои «Плодов просвещения» решают вопросы с владением землей и вызыванием духов. Здесь даже угадывается типичный мистер Карсон, дворецкий. И увольняют слуг во втором действии, как полагается, быстро, громко и при свидетелях: «Вон-вон-вон!»
Но если взглянуть на общую картину, которая разыгрывается в спектакле, то становится понятно, что ни страна, ни время не важны для человеческих отношений. Муж, увлеченный своими «странными» хобби, богатая жена, боящаяся микробов, болезней и лающая на прислугу, взбалмошные дети, модные курьеры... Можно просто переодеть героев, и они окажутся нашими современниками. Даже реплики менять не придется. Быть может, убрать немного вежливости. Но костюмы спектакля, созданные Натальей Войновой по кроильным книгам и модным журналам XIX века, не дают нам перенестись в современность.
Веселее всех на сцене ведет себя Светлана Немоляева, которая рассказывает о барской жизни. Ей, кухарке, все кажется очень романтичным, но слегка прозаичным. Главным делом «просвещенной» публики является еда. Проснулись — надо нести кофе с конфетами, потом приходит время завтрака, после него снова кофе со сладостями, затем обед, ужин, напитки, закуски. И к каждому блюду свой алкоголь. Но к просвещению и мыслям о высоком можно прийти только тогда, когда все остальные потребности удовлетворены: стол ломится от еды, кофейник полон кофе, модная одежда «от Бурдье» доставлена курьером в желтых ботинках. Когда все это есть, приходится искать себе новые занятия, просвещенные, такие как спиритизм. Во втором акте мы узнаем, что главное — верить. Тогда все обстоятельства подстроятся под необходимую логику. Обман окажется оправданным, все действия — обоснованными. Не хочется сразу раскрывать все перипетии зрителям, которые еще не читали «Плоды просвещения» Льва Николаевича Толстого, им лучше прийти и посмотреть все вживую, на Основной сцене Театра имени Маяковского.
Еще одна приятная особенность — в спектакле появляются все поколения театра: от старожилов до только что принятых в труппу студентов. И на молодых артистов стоит обратить внимание: за ними в театре явно блестящее будущее.
Оригинальный адрес статьи