22 Февраля 2015
«Плоды просвещения» в постановке Миндаугаса Карбаускиса
(с) Сергей Петров
Такое ощущение, что прошлое Театра Маяковского как-то гипнотически воздействует на Миндаугаса Карбаускиса. Оно просматривалось не конкретно, скорее типологически в очень любимом мною и, думаю, сильно недооцененном спектакле «Таланты и поклонники», совершенно конкретизировалось в чудесном юбилее и выросшем из него «Девятьподесять», залипло названиями спектаклей на ступеньках внутри театра. А тут сам спектакль превращен в театрально-спиритический сеанс, потому что половина старших артистов играла в «Плодах просвещения», поставленных на той же сцене тридцать лет назад учителем Карбаускиса Петром Наумовичем Фоменко, которому спектакль и посвящен. Между спектаклями есть переплетения, смешные маленькие совпадения вроде выходов артистов в зрительный зал, живой ручной собачки или завоевательного порыва победившей Тани в финале. Но если Фоменко свои «Плоды» тогда актуализировал, то Карбаускис уводит новую постановку исключительно в чисто театральную сферу, наслаждаясь работой с артистами в магическом пространстве, созданном Сергеем Бархиным. Наверное, по нынешним временам выманить публику из мутной реальности в мир локальных красок и чувств - задача благородная, если не сказать высокая. В новых «Плодах» все артисты хороши, но мне гораздо интереснее было смотреть там на отрывающихся в кайфе молодых, а не на мэтров с их уверенным спокойным мастерством. Спектакль наверняка еще наберет силу, подожмется буксующий финал первого акта, и публика будет получать удовольствие от торжества театральной ясности, на три с половиной часа отменяющей непонятный разуму абсурд, колышащийся за красно-кирпичными стенами Маяковки.
Анна Степанова, «Живой журнал»