Зрителям Театра имени Маяковского не первый раз предлагают попробовать «Плоды просвещения». Спектакль по комедии Льва Николаевича Толстого в постановке Петра Фоменко шел на этой сцене почти четверть века.
Но новый спектакль – отнюдь не реконструкция фоменковского. Режиссер Миндаугас Карбаускис взялся за «Плоды Просвещения» и в память о своем мастере – Петре Наумовиче, и из-за любви к материалу. Зато многие артисты, что на сцене сегодня, – Игорь Костолевский, Светлана Немоляева, Галина Анисимова, Михаил Филиппов, Ефим Байковский, Сергей Удовик – играли и в той легендарной постановке.
«Если тот спектакль был вообще в русле творчества замечательного и любимого нашего Петра Наумовича Фоменко – театр и поиск “блаженного идиотизма” – как говорил Петр Наумович – не знаю, достигли ли в этом спектакле… Но вообще, перефразируя Пруста, этот спектакль для меня – “В поисках утраченного Фоменко», которого мне очень не хватает в этой жизни», – говорит народный артист России Михаил Филиппов.
Михаил Филлипов даже отыскал ботинки, в которых играл эту же роль профессора Кругосветлова у Фоменко. А вот Светлана Немоляева в прежнем спектакле была барыней, здесь – удивила Карбаускиса, попросилась быть кухаркой.
«Это разные спектакли – в них есть какая-то соприкосновенность, что-то сближает их, помимо автора, конечно, – но у них разная стилистика. И я считаю, это хорошо», – отмечает народная артистка РСФСР Светлана Немоляева.
На совершенно другой, отличный от фоменковского, спектакль настраивает новое потрясающее пространство от Сергея Бархина. Отправной точкой для его концепции послужила первая ремарка в комедии Толстого: «Молодой и красивый лакей глядится в зеркало и прихорашивается». В огромный овал – будто рама от зеркала – смотрятся и герои, многие из которых помешаны на спиритизме, и зрители.
«Это почему современно так? Потому что это на каждом шагу. В больницах, на улице – где угодно! Кругом экстрасенсы, «черное» и «белое»…, – считает народная артистка РСФСР Галина Анисимова. – «Наш режиссер – молодой, он чувствует сегодняшнее время».
Отлитый будто из той же овальной формы гигантский стол – центр постановки, где всё крутится вокруг разговоров о спиритических сеансах и поисках медиума. Герои Толстого – образованные знатные господа – верят исключительно в загробную жизнь, а души им интересны лишь умерших. И уже не сверх- а противоестественными оказываются на вкус «плоды просвещения».
Ссылка на видео: Сюжет о премьере «Плодов просвещения» от 20.02.2015