19 Февраля 2013
Поприщин из "Записок сумасшедшего" безумствует в театре Маяковского
Фото: ИТАР-ТАСС
На Малой сцене театра имени Маяковского состоялся очередной показ премьерного спектакля "Записки сумасшедшего" по повести Николая Гоголя в режиссерском исполнении выпускника ГИТИСа Туфана Имамутдинова. Именно эта постановка в 2010 году сделала его лауреатом Третьего международного конкурса студенческих отрывков "Режиссер и пространство".
Творческий коллектив решил отойти от привычной трактовки классика. Параллельно с повестью о маленьком человеке Аксентии Ивановиче Поприщине, который служит чиновником в департаменте, целыми днями затачивая перья и мечтая о директорской дочери, на сцене разыгрываются отрывки из "Учителя танцев" Лопе Де Вега.
"Эта история титулярного советника, который любит ходить в театры. Почему бы ему помимо спектакля про Филатку не посетить какую-нибудь испанскую постановку. Директорская дочь для него как Испания – очень далекая, нереальная", - объясняет идею исполнитель главной роли Александр Алябьев.
В 2009-м отрывок из "Записок сумасшедшего" был сыгран третьекурсниками в знаменитой 39 аудитории ГИТИСа - в ней по традиции показывают дипломные спектакли. Постановка заканчивалась ровно на том месте, где обезумевшего титулярного советника Поприщина, мнящего себя испанским королем, должны были забрать в дом для умалишенных. Ребята посчитали такой финал для влюбленного героя излишне суровым.
Фото: ИТАР-ТАСС
Спектакль играли около полутора лет. После наступило затишье. Переезд на сцену требовал определенных финансовых затрат. Вторую жизнь постановке подарил фестиваль Premières в Страсбурге, участником которого в 2012 году и стала студенческая работа москвичей. После спектакль перекочевал на сцену театра Маяковского. В его труппу в прошлом сезоне был зачислен Александр Алябьев. Помимо "Записок" молодой актер, который, кстати, является однокурсником Имамутдинова, играет роль в "Дядюшкином сне" на Основной сцене "Маяковки", а также работает в труппе театра "Практика" – постановка "Иллюзии" режиссера Ивана Вырыпаева.
"Записки сумасшедшего" - довольно энергичный спектакль. С подмостков звучат серенады под гитару и кипят нешуточные русско-испанские страсти с оттенком абсурда. Жанр действия справедливо назван гротескным. Директорская дочка Софи в исполнении Дарьи Хорошиловой легка и воздушна, а потому не ходит – порхает в воздухе. Поприщин влюблен до одури и неординарен во многих своих проявлениях. Из карманов его сыплются перья, а с плеч свисает красная ковровая дорожка, символизирующая мантию короля Испании. Подвижный Алябьев заполняет собой все пространство: он мечется из угла в угол, прячется за дверью, катается по полу, танцует и даже вживается в роль быка на корриде.
Фото: ИТАР-ТАСС
То и дело герои мокнут под осенним проливным дождем и встречают загадочно странствующего по сцене Пушкина в длинном черном плаще. Довольно необычно, но, в общем и целом, забавно. Невольно задаешься вопросом: "А один ли Поприщин сошел с ума?"
Надо сказать, что сценическое оформление спектакля в "Маяковке" – точная копия декораций 39-й аудитории ГИТИСа, созданных художником Тимофеем Рябушинским. Черная стена с дверями, из которых выбегают чиновники и испанцы, это в какой-то мере символ студенческих начинаний, дань прошлому. Хотя сами актеры не отрицают, возможно, в скором времени стена трансформируется во что-то новое. А вместе с ней изменится и сам спектакль. Ведь он еще очень молод, а потому пластичен и готов принять иные формы.