«Как ты можешь снимать фильм о любви, если ты абсолютно не знаешь, что это такое?» – упрекает жена режиссера Нечаева, главного героя пьесы Эдварда Радзинского «Снимается кино». Но упрек ее даже шире, ведь он никого и ничего не любит. А вот режиссер Юрий Владимирович Иоффе любит, и артисты, занятые в спектакле, любят, иначе бы не случилось бы новой прекрасной постановки в театре Маяковского.
«Почему вы выбрали именно эту пьесу Радзинского?», – спросил я Юрия Владимировича. Он ответил: «Пьеса замечательная. Мне нравилось все, что печатал её автор. Я слушал Эдварда Радзинского, репетировал его пьеcы «Обольститель Колобашкин», «Она в отсутствии любви и смерти». Потом была моя влюбленность в пьесу «Взгляд на историю из постели»…
Я вам буду рассказывать про него бесконечно, он даже не знает, что я так занимался его драматургией. Я не видел эту пьесу у Эфроса, но это легенда. Если вы откроете Эфроса и прочтете его разборы, то станет ясно, как он любил эту пьесу, понятно, чего он пытался сделать. Как они ссорились, как они пуляли в друг друга вещами… Поэтому эта пьеса – очень особенная.
Я люблю этого автора, Эдварда Радзинского. Он жив, он присутствовал у нас на репетиции, и всем нам сказал: «Вы взлетели», – повторил фразу Эфроса!».
Пьеса и вправду особенная, наполненная философским смыслов. «Снимается кино» – это рассказ не о кино (хотя действие разворачивается в мире кинематографа), а о моральном выборе, который мы делаем. Плоды нашего выбора мы с неизбежностью пожинаем: будь то в творчестве, любви, или во взаимоотношениях с близкими и окружающими.
Главный герой – Фёдор Нечаев – получает новый шанс сделать правильный, честный перед собой выбор. Он полон планов создать настоящее кино, не идя ни на какие компромиссы, но возникает развилка – продолжать снимать, как должно, или выкинуть из сценария все самое ценное в угоду начальству, создав бесцветный и никому не нужный фильм. Он встречает свою новую любовь и тоже дилемма – будет он бороться за нее или предпочтет комфортную трясину нелюбви. По какому пути он пойдет? Что выберет?
Радзинский всегда эмоционален и своими творениями вызывает субъективные эмоции. Читая пьесу, каждый видит ее героев и ощущает её дух по-своему. Придя на представление, вы можете ощутить палитру чувств: от созвучия до дисгармонии. Причиной тому может быть и режиссерское видение, и игра актеров, и музыка, и костюмы с декорациями. Несовпадение личных впечатлений ожиданий с постановкой часто сопутствует пьесам, полным эмоций, и может вызвать разочарование зрителя. Но бывают случаи, когда постановка превосходит все самые смелые ожидания. Это-то и случилось со мной в Театре Маяковского – полное созвучие, но реализация более глубокая, богатая и талантливая.
Появление на сцене каждого нового персонажа неизменно вызывало вопрос: «Как, откуда режиссер нашел столь подходящего для этого актера?». Причем исключений не было. Ни одной «проходной» роли! Возьмем ли мы Режиссера Нечаева в исполнении Алексея Фатеева или Натальи Коренной в роли его жены. Будь то Анастасия Дьячук в роли Анны или Евгений Парамонов – в образе вальяжного Кирилла Владимировича. А Зоя Кайдановская – театральный критик, или Фекин в исполнении Дмитрия Прокофьева. Удивительный состав актеров и блистательная игра!
Видели бы вы, как дуэт Алексея Фатеева и Анастасии Дьячук приводил в легкое движение зрительный зал в романтических сценах любви Режиссера и Анны. Чувствовалось, что в этот момент каждый в зале, как он и она были влюблены, и, возможно, видел на сцене себя в лучшие минуты своей жизни.
Алексей Фатеев, исполнитель главной роли, режиссера Фёдора Фёдоровича Нечаева, рассказывает: «Какого-то одного образца, с кем можно себя ассоциировать в этой роли, нет. Это что-то нарративное. С ужасом выходишь на сцену и до последнего момента не знаешь, что будет, куда тебя поведет? Поэтому это субстанция абсолютно своя, своих нервов, эмоций, какого-то непонятного тела. Пока все кажется несуразным внутри, но, может быть, так и должно быть. Чтобы художнику что-то вылепить, нужна какая-то абстракция, когда мы не всегда имеем конкретные очертания к чему идем. И, конечно, внутри сомнения невероятные».
На вопрос: «Что главное в вашем герое, какие черты?», Алексей отвечает: «Сомнения, прежде всего. Оценка того, что сделано им, и то ли это, о чем мечталось? Это перепутье и желание перейти в какое-то новое качество. И невозможность пока, несозревшее естество к тому, что хотелось. А, может быть, оно и растрачено по пути, потому что он занимался не тем, чем нужно было, руководствуясь какими-то успехами, заработками, размениваясь по мелочам».
Хотите порвать себе сердце и испытать катарсис? Этот спектакль для вас!
Категория 18+, но без лишнего натурализма и пошлости.
«Э Вести»