30 Августа 2014
С новосельем, Маяковка
Театр имени Маяковского открыл сезон в отремонтированном здании на Сретенке
В этом году открытие сезона в Маяковке прошло в особой атмосфере и при особых обстоятельствах: сцена на Сретенке наконец отремонтирована и готова принимать первых зрителей. Здесь 28 августа и состоялся традиционный сбор труппы. Ко всеобщей радости, опасения по поводу темпов реставрации оказались напрасными, хотя волноваться было из-за чего: к первой обозначенной дате (конец 2012 года) открыть площадку не получилось, затем сроки еще не раз переносились, но на этот раз все обошлось. Повезло в день открытия и с погодой - за всю дождливую неделю впервые выглянуло солнце, и актеры прибывали на Сретенку в отличном расположении духа.
В театральном буфете, где запахи ремонта мешались с ароматом кофе, между столиков, за которыми беседовали актеры и журналисты, прогуливался худрук Миндаугас Карбаускис, окидывая задумчивым взглядом свежевыкрашенные стены. Казалось, даже ему не верится в то, что театр, наконец, вернулся на свою историческую сцену, с которой связано столько актерских судеб. Здесь выпускал свой первый спектакль Евгений Каменькович, семейным дуэтом играли «Смех лангусты» Александр Лазарев и Светлана Немоляева. Сама Светлана Владимировна появилась на сборе в элегантном розовом наряде, и, не скрывая волнения, поделилась с журналистами: «С этой сценой у меня много связано, я здесь все узнаю, хотя пространство стало совершенно другим, ведь раньше здесь была обычная сцена и обычный зал, не то что сейчас. Я знаю, что здесь будет зал-трансформер, все по-новому. И все же для меня это не новое место, а хорошо знакомое. Как если бы вы вернулись в свою квартиру после долгого ремонта».
Это же ощущение испытывают многие из труппы Маяковки. «Возвращение домой! Это правильно, точнее не скажешь! - призналась порталу «Весь театр» Ольга Прокофьева. - Я играла здесь дипломный спектакль, потому что руководителем нашего курса был Андрей Гончаров, он же был и руководителем театра. Это была первая сцена, куда мы зашли и играли на зрителя, первый показ спектакля «Завтра была война» тоже прошел здесь. Так что эта сцена пропитана нашей энергетикой. Мы очень ждали открытия филиала, ведь для артиста это действительно великая возможность играть в разном пространстве. Это же разный способ существования, а это безумно, бесконечно интересно».
Эмоции Анны Ардовой во многом схожи с эмоциями ее коллеги: «Я очень люблю филиал. У меня был спектакль «Фарс для взрослых», это был дипломный спектакль, мы играли его здесь с третьего курса. То есть филиал для меня - родное место. Мне очень нравится, что пространство решено так же, мне очень нравится этот черно-белый минимализм, мне здесь очень хорошо и уютно. Когда любишь театр, любишь его в любом месте, а тем более в таком родном».
Для Анатолия Лобоцкого сцена на Сретенке станет в этом сезоне чуть ли не вторым по значимости местом пребывания - сюда переносятся два спектакля, в которых он играет. «Я себя очень хорошо ощущаю в этом пространстве, - рассказал Анатолий нашему порталу, - потому что оно относительно новое. Здесь я работал много лет. Каждая дверь, каждая дырка, каждая ступенька мне здесь знакома, и хотя сейчас это выглядит несколько иначе, суть и дух остались прежними. Я очень рад, что два спектакля, в которых я занят - «Господин Пунтила и слуга его Матти» и «Кант» теперь будем играть здесь».
Кстати, Анатолий Лобоцкий стал одним из первых, кто оценил креативную идею представить труппу театра в виде миниатюрных фигурок вместо традиционных портретов в фойе. Под каждой будет подпись актера. Всего в этой художественной экспозиции будет около 90 куколок.
А вот у партнерши Лобоцкого по «Пунтиле», Зои Кайдановской реакция на перенос спектакля с большой сцены была иная: «Я сначала очень расстроилась, а теперь поняла, что здесь спектакль будет очень хорошо смотреться здесь. Тут же я буду играть и в премьере «Декалог». Мне здесь все очень нравится - от сцены до гримерок. Потрясающе! Очень рада, что буду работать здесь». Кстати, Карбаускис намекнул, что в постановке «будет что-то новенькое».
Именно «Декалог» станет первым спектаклем, который сыграют для зрителей на новой сцене. Перед сбором труппы несколько сцен из спектакля показали журналистам, а премьера, намеченная на 3 сентября, состоится чуть позже – 19 сентября, когда все ремонтные работы окончательно завершатся, ведь спектакль играют в десяти разных помещениях театра, не только на сцене, но и в фойе, в буфете и не только.
Ремонт и правда получился очень долгим, но ожидание того стоило. Теперь Сцена на Сретенке мало чем напоминает то, что было здесь в восьмидесятые. В дело вмешался технический прогресс, в результате зрительские ряды теперь можно раздвигать и перемещать или вовсе убирать автоматически и за считанные минуты, осуществляя самые неординарные замыслы режиссера. Подвижна будет и сама сцена. Немаловажно и то, что обновленный театр полностью приспособлен для людей с ограниченными возможностями.
Что касается озвученных в среду планов на сезон, то их, как всегда громадье. В октябре Леонид Хейфец представит «Отцы и сыновья» по пьесе Брайана Фрила. Уже сейчас драматург Марюс Ивашкявичюс (это его перу принадлежит тот самый «Кант») готовит специально для Маяковки пьесу «Русский роман» о жизни и творчестве Толстого. Ставить спектакль будет сам художественный руководитель Маяковки - Миндаугас Карбаускис.
Говоря о предстоящей премьере, Карбаускис отметил ее внушительные декорации, автором которых стал художник Владимир Арефьев: «Мы построили шикарнейший павильон, закрытый со всех сторон, на который ушло страшно сказать сколько дерева. Это что-то невероятное!»
Евгений Марчелли приедет в Маяковку, чтобы выпустить свою версию чеховской «Чайки». Это будет совместный проект с Волковским театром (Ярославль). Премьеру ожидают в конце января. На Малой сцене кудряшовцы начнут играть спектакль «В.О.Л.К» (расшифровывается как «Вот она любовь какая»). «Со своей стороны я обещаю, что они будут заняты сразу в главных ролях», - заявил Карбаускис. На что студенты ответили дружным «Yes!»
Марина Зацепина, Юлия Чечикова, «Весь Театр»
Фото: Майя ДиНова, Юлия Чечикова
Оригинальный адрес статьи