Пресса
3 Мая 2013

Схема российских реалий

Экологическая катастрофа в двух действиях © Фото: Alex Kachkaev

Экологическая катастрофа в двух действиях © Фото: Alex Kachkaev

На сцене Театра имени Маяковского «Враг народа» норвежца Генриха Ибсена. Молодой режиссер Никита Кобелев вместе с драматургом Сашей Денисовой перенесли действие пьесы в российскую реальность.

«Враг народа» легко приспосабливается к современной ситуации. Написанный в 1882 году он стал одной их самых социально острых пьес Ибсена. В тихом городке курортный врач обнаруживает в лечебных водах опасные для жизни примеси. Источник процветания города ставится под угрозу. В обнародовании результатов доктора Томаса Стокмана никто не заинтересован. Ведь благосостояние города зависит от лечебных вод, пусть и зараженных.

Может ли один человек сохранить свои идеалы и противостоять большинству, трусливо оберегающему своё спокойствие? Ибсен верил в доктора Стокмана, верил в образ доктора и Станиславский, поставивший в 1900 году пьесу под названием «Доктор Штокман» и сам исполнивший главную роль. Создатели нынешнего спектакля уходят от прямого ответа.

Действие «Врага народа» разворачивается в наши дни в маленьком российском городе. Спектакль приближается к документальному театру, даже сценография, созданная Михаилом Краменко, подчеркивает публичность и открытость происходящего — подвешенный к потолку прямоугольник легко превращается в квартиру доктора, кабинет редакции, экран компьютера. Отдельные фрагменты спектакля целиком взяты из знакомой реальности, а события напоминают поток новостной ленты. На телевидении выступает мэр курорта федерального значения (Игорь Костолевский) — говорит о целебных свойствах уникальной минеральной воды местного производства. Дочь Стокмана (Наталья Палагушкина) пытается отстоять правду отца-эколога, поэтому не выпускает из рук камеру и активно пишет о происходящих событиях в своем блоге. Директор кожевенного завода (Игорь Охлупин) отрицает свою вину в загрязнении и утверждает, что все очистительные фильтры давно стоят. Главный редактор «Народного вестника» Ховстад (Сергей Удовик) беспокоится лишь о сохранении рабочего места. Корреспондент газеты Биллинг (Владимир Гуськов) на словах отстаивающий свободу и правду, не задумываясь, уходит в поисках лучшего в мэрию. Глава ассоциации малого и среднего бизнеса Аслаксен (Константин Константинов) волнуется за судьбу «ресторанов, кафе и кафешечек», ведь если водолечебницу закроют, то и им настанет конец. Реальные имена и названия не используются, но когда упоминают историю о вырубленном лесе или говорят о постоянном переизбрании, то даже самый далекий от политики человек найдет множество аналогий из жизни.

И здесь создатели сталкиваются с противоречием. С одной стороны, есть логика ибсеновского повествования, с другой — документальный театр, развивающийся по собственной логике. Компромисс найден, но не обошлось и без потерь. Живая реальность превращается постепенно во втором действии в фарс. Доктор Стокман (Алексей Фатеев) сидит в противогазе. В зале зажигают свет, голос доктора обращен к каждому зрителю с простой фразой: «Вода отравлена». Однако представители власти прекратят этот монолог, заглушив его музыкой Чайковского. Конфликт доведен до абсурда. В голосовании жители маленького города все откажутся от идеи доктора — он один в столкновении с правящей верхушкой. Отныне для всех он «Враг народа». Его дочь увольняют из школы за «нетрадиционную гражданскую позицию».

Переведенный в современную реальность, спектакль живо передает типы лукавых и недалеких начальников, комичных представителей бизнеса, продажных журналистов. И хотя журналисты, отстаивающие свои убеждения, вынесены за рамки спектакля, такое приближение еще можно принять. Но чудаковатым, странным, наивным получился образ оппозиционера доктора Стокмана. Почему информацию об открытии загрязнения нужно было опубликовать именно на страницах газеты? Отчего Стокман удивляется предательству властной верхушки? Неужели он действительно полагает, что инвесторы с легкостью согласятся принять информацию о закрытии водолечебницы? Если спектакль воссоздает схему российского общества, то оппозиционеры и само общество получились в значительной мере приблизительными. В блоге дочери Стокмана лайки ставят тысячи, но кто эти тысячи, если доктор даже не берет их в расчет и считает себя абсолютно одиноким в своей правде? От стремления приблизиться к народу Томас Стокман быстро переходит к словам о том, что наилучшая форма правления — это правление просвещенного меньшинства, а большинство должно подчиняться этому меньшинству.

Человеческую историю доктора, проглядывающую в коротком рассказе его жены (Юлия Силаева) об их жизни на севере, пришлось принести в жертву основной идее спектакля. Отравленная вода и одиночество правдоискателей. На камерных сценах театров нередко говорят об этом, но высказать эти идеи с большой сцены Театра Маяковского, донести эти мысли как можно до большего числа зрителей — это смелый поступок. Театр не уходит от реальности в вымышленные миры, а сам творит мир, пытаясь преобразовать реальность. Хотя бы в пространстве мысли. Ведь лайки — это тоже показатели того, что ты не одинок в своей правде, а есть особое понимающее единство.

Анна Никифорова, интернет-журнал "Рабкор.ру"

http://rabkor.ru/culture/theatre/2013/05/03/public-enemy


×
дорогой зритель!
Мы будем очень рады, если вы подпишетесь на наши новости. Обещаем радовать только интересными поводами и не утомлять назойливыми рассылками!
В качестве комплимента дарим промокод на скидку в 10% на первую покупку билетов на нашем сайте!

@PromocodzapodpiscyBot