Эренбург ставит спектакли в Драматическом театре в Санкт-Петербурге, там же у него свой актерский курс. До «Бесприданницы» он ни разу не работал этюдным методом в Москве. Тем более не рассчитывал, что ему позволят ее поставить таким образом. Этюдный метод — по сути, коллективная постановка актеров и режиссера. Никакого чтения по ролям, подготовки. Эренбург сразу выводит актеров на сцену и говорит: «Давай, пробуй». Те самостоятельно придумывают этюды на разные сцены пьесы, пробуют, показывают режиссеру. Чувствуют себя студентами. И уже в самом конце Эренбург объединяет все в одно целое, убирая лишнее и добавляя недостающее.
Ходят слухи, что Лев Эренбург — очень жесткий режиссер, но на деле оказывается по-другому. Он ведет с актерами конструктивный диалог, далекий от режиссерской диктатуры. Исполнительница роли Ларисы Огудаловой Полина Лазарева рассказывает, что персонажи новой «Бесприданницы» по характеру очень современны, не такие, как в пьесе Островского. Лев Эренбург поменял текст вместе с актерами и даже немного изменил сюжет. Во-первых, драма не заканчивается выстрелом, как у Островского. Во-вторых, в конце спектакля появляется новый персонаж — цыганка, которой нет в оригинале «Бесприданницы».
На репетиции Лев Эренбург сидит за своим маленьким столиком ближе к концу зала и постоянно курит. Иногда включает настольную лампу и что-то записывает. Когда близится финал, он подходит к своим коллегам в зале и спрашивает: «Интересно смотреть? Нормальный был переход или видно было?» Чувствуется, что, несмотря на всю свою карьеру и невероятный профессионализм, режиссер волнуется. Все-таки первый раз в «Маяковке», все-таки «Бесприданница», которую он считал невозможным поставить этюдным методом...
Наблюдая за репетицией, не замечаешь сильных отличий от классических постановок: игра, костюмы, сюжет — все на первый взгляд так, как оно и должно быть. Чувствуется, что актеры даже на репетиции выкладываются на полную.
Для Полины Лазаревой непростая роль Ларисы Огудаловой была мечтой, которую она лелеяла еще со студенческих лет, однако побаивалась воплотить в реальность до знакомства с Эренбургом. Режиссер помог ей поверить в себя и создать на сцене цельный и убедительный образ.
Во время репетиции Эренбург ничего не комментирует, внимательно смотрит и только записывает. После появления в финале цыганки, до того как начнется следующий прогон, он просит посторонних разойтись, чтобы остаться с актерами. У них есть еще пара дней, чтобы довести спектакль до блеска и подготовиться к премьере. Как Москва примет новую версию «Бесприданницы», мы сможем узнать уже сегодня.
Александр Бланарь, Buro 24/7