Сегодня, 15 октября 2013 года, открывается VI Российский театральный фестиваль имени Максима Горького. Первым на сцене Нижегородского государственного академического театра драмы выступят артисты Московского академического театра им. В. Маяковского со спектаклем «Чудаки». В ходе пресс-конференции режиссер театра Юрий Иоффе и артисты, задействованные в постановке, рассказали о работе над спектаклем.
Пьеса М. Горького «Чудаки» в течение практически ста лет считалась провальной. Она выбивалась из творчества великого пролетарского писателя: совершенно другой язык текста, нехарактерные для произведений писателя проблемы (пьянство, домашние проблемы, вечная тема любовного треугольника) и жанр комедии. Ставить «Чудаков» решались немногие, и все постановки без исключения оказывались неудачными.
«Время от времени я выбираю какие-то произведения, которые не открыты театром, им по какой-то причине не везло, либо они не были осознаны, либо их осознавали неверно. Меня мучил вопрос, почему на протяжении века эта пьеса Горького проваливалась. Но я решил, что я должен её поставить. И я благодарен тем, кто позволил мне это сделать даже при условии, что спектакль может провалиться», — рассказывает режиссер об идее создания спектакля «Чудаки».
Юрий Иоффе
Для постановки «Чудаков» режиссер специально отбирал артистов, с которыми ему будет комфортно работать. Многие из них самостоятельно изучали пьесу, читали дополнительные материалы для понимания авторского замысла. Однако работа над спектаклем выдалась непростой, считают артисты.
«Когда я читал пьесу в первый раз, я испугался длинных монологов и рассуждений героя о жизни, о направлениях в искусстве, — вспоминает Евгений Парамонов, играющий в спектакле роль Константина Мастакова. — Я говорил режиссеру: Да я хоть на голове буду ходить, зритель уснет. Но потом Юрий Владимирович показал, как можно поменять угол зрения на текст, и я понял, что это действительно комедия».
По словам актрисы Натальи Филипповой, в ходе репетиций взаимопонимание между актерами и режиссером достигалось не всегда.
«Юрий Владимирович заряжен на эту работу настолько сильно, что он не давал нам репетировать, он все время репетировал сам. Останавливал на каждой фразе и показывал каждую мелочь. И только на финишной прямой нам удалось немного порепетировать самим. И, несмотря на то, что критики пишут хорошие статьи, а люди принимают и понимают пьесу, внутри впервые появилось ощущение недоумения и катастрофы. Нет понимания того, что это всегда успех. И бывает, что ты уверен в том, что спектакль идет хорошо, а публика не реагирует. Какая-то загадка», — говорит Наталья Филиппова.
Наталья Филиппова, правнучка Максима Горького Екатерина Пешкова и Евгений Парамонов
Наверно, в истории постановок этой пьесы на театральной сцене спектакль «Чудаки» в интерпретации Юрия Иоффе стал первым, который зрители приняли. Несколько театральных критиков написали положительные рецензии, отмечая, что Иоффе в этом спектакле «читает время». Сам режиссер увидел, как спектакль органично отражает то «брожение умов», волнение народа, которое отразилось в митингах на Болотной площади, а для Горького — в революции 1905 года.
Что важно, зрители поняли новую постановку Иоффе: после двух предпремьерных показов в апреле 2013 года в Москве (а о премьере не сообщалось вообще) любители театра несколько месяцев ждали очередного появления названия спектакля в афишах театра им. Маяковского. Лишь в начале октября артисты Маяковки вновь выступили с премьерой на родной сцене, а сегодня покажут «Чудаков» на родине автора пьесы.
Как отмечают артисты и режиссер, им очень приятно выступать в Нижнем Новгороде и показывать этот спектакль. «В нем Горький творчески переосмысливает, оценивает свою жизнь. Смотришь спектакль, и напрочь пропадают все стереотипы о писателе», — говорит артист Евгений Парамонов. «Эту сторону жизни Горького нам никто никогда не открывал. Эта постановка дает возможность понять, что он был нормальным человеком со своими человеческими страстями. И хотя в итоге ты все равно придешь к драматическому исходу ситуации, все на сцене решено в комедийном плане», — поделилась своим видением проделанной работы актриса Дарья Повереннова.
Дарья Повереннова
К слову, зрители Нижегородского театра драмы увидят «Чудаков» на малой сцене. Однако для артистов театра Маяковского она кажется большой. «На малой сцене в Москве мы играем буквально в двух метрах от зрителей. В одной сцене колени артиста и зрителя вообще соприкасаются. Конечно, это совершенно другая природа восприятия», — отмечает Юрий Иоффе.
Впрочем, всех секретов московские артисты не раскрыли. Достаточно и того, что «фестиваль начнется с „белой вороны“ в творчестве Горького, с пьесы, в которой известнейший на весь мир писатель жонглирует собственной биографией», заключил режиссер.
Фото: Роман Бородин.
Светлана Лыскова / 15.10.2013 / Bellissimo